Электрички вымрут как динозавры

Читать в полной версии →
Отмена сотен электричек станет серьезной проблемой для жителей небольших поселков и деревень, для которых пригородные поезда являлись единственной связью с внешним миром


Фото: ИТАР-ТАСС



Количество пригородных электропоездов в России продолжает стремительно сокращаться. Если за период с 2012-го по 2013 г. "Российские железные дороги" отменили 310 электричек, то только с января по конец марта этого года из расписания исчезнет еще около 300, сообщает "КоммерсантЪ".

По данным издания, РЖД и регионы так и не смогли выстроить механизм бюджетных компенсаций, призванных покрывать убытки железной дороги на пригородных перевозках, которые в 2011 – 2013 гг. составили 30 млрд рублей.

С 2014 г. правительство разрешило монополисту не возить пригородных пассажиров в долг. На сегодняшний день РЖД не получили от большинства субъектов федерации гарантий о субсидиях на текущий год, результатом чего стали массовые отмены электричек. Только в январе пригородные пассажирские компании (ППК) отменили 144 поезда; до конца марта будет отменено еще примерно столько же. На этом процесс сокращения пригородного движения не остановится – следующих отмен стоит ждать в мае. Больше всего электропоездов будет отменено в Липецкой (31 поезд), Калининградской (29), Новгородской (20) и Воронежской (13) областях.

В основу схемы функционирования пригородного железнодорожного сообщения в новых условиях будут положены прямые договоры, заключаемые между регионами и ППК (большинство из них – дочерние предприятия РЖД). По замыслу железнодорожной монополии, соглашения будут предполагать ровно те объемы перевозок, которые смогут оплатить регионы.

На сегодняшний день РЖД оценивают необходимые компенсации в 2014 г. на уровне 17 млрд рублей. В то же время в проектах региональных бюджетов на эти цели заложено менее половины от этой суммы – 7,6 млрд рублей. Из чего можно сделать вывод, что сокращенной, в конечном счете, окажется примерно такая же доля поездов.

Чем обернется столь серьезное сокращение перевозок и какими будут его экономические и социально-политические последствия, можно только догадываться. Опасения вызывает тот факт, что в числе наиболее пострадавших оказываются далеко не самые экономически сильные регионы со сравнительно невысоким уровнем жизни. Зачастую пригородное железнодорожное сообщение для их жителей является единственным способом добраться до места работы, дачи, а также областных центров и ближайших крупных населенных пунктов. Настоящей проблемой сокращение количества электричек станет для жителей небольших поселков и деревень, разбросанных по территории этих областей. В ряде случаев они могут оказаться и вовсе оторванными от цивилизации. Далеко не каждая семья в состоянии содержать собственный автомобиль, да и развитие местных автодорожных сетей оставляет желать лучшего.

Примечательно, что ситуация с региональными пригородными перевозками становится подтверждением мрачных прогнозов, согласно которым экономическая стагнация в стране начнется и будет усугубляться именно проблемами регионов. Сокращение числа пригородных электропоездов станет катализатором таких проблем.

Саид ХАЛМУРЗОЕВ |
Выбор читателей