ФОТО: Globallookpress |
По словам Медведева, введенные РФ ограничительные меры были вынужденными, но они дали преференции для развития отечественных аграриев. "Заверяю, что курс на импортозамещение по продовольствию – это не сиюминутный порыв, а четкая и стратегическая позиция государства ", - подчеркнул премьер.
Он также сообщил, что планируется внести изменения в госпрограмму развития сельского хозяйства, которая в том числе предполагает увеличение финансирования. Это возможно, даже несмотря на "трудный и жесткий бюджет", заверил Медведев. В федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов на эти цели выделяется более 35 млрд рублей.
Сложившаяся ситуация дает российским производителям шанс расширить свое присутствие на отечественном рынке, отметил премьер. Но они все равно не смогут оперативно залатать возникшие бреши, парируют эксперты. Так, Standard & Poor's прогнозирует резкий рост цен на продукты питания в России в ближайшие месяцы, особенно зимой, поскольку у аграрного сектора страны нет достаточных свободных мощностей для быстрого реагирования на возникающие возможности.
"Неожиданное изъятие значительной доли сельхозпродуктов с рынка представляет собой "шок" со стороны предложения продуктов питания, который может быть лишь частично смягчен увеличением объема внутреннего производства и импорта из других регионов (стран СНГ, Южной Америки, Азии и, возможно, некоторых европейских стран, не входящих в ЕС)", - цитирует доклад агентства РИА "Новости".
Запрет на импорт затрагивает широкий спектр сельхозпродуктов: мясо, рыбу, молочные продукты, овощи и фрукты. На эти виды продукции приходится почти две трети потребления продуктов питания в России и около 19% общих потребительских расходов, отмечают в S&P.
Ценовой продовольственный шок на внутреннем рынке, спровоцированный запретом импорта и девальвацией рубля, в сентябре сопоставим с последствиями засухи 2012 года. И это – вместо традиционной осенней дефляции. При этом в мире цены на продовольствие, наоборот, снижаются, в том числе, благодаря российским санкциям, отмечает "Коммерсант".
По данным ФТС, падение продовольственного импорта в Россию из развитых стран в стоимостном выражении в сентябре ускорилось, хотя и в августе его темпы достигали двузначной величины. Быстрее всего падают объемы поставок попавших под запрет молочных продуктов и мяса, за исключением говядины, которая замещается импортом из Латинской Америки. Хотя данных о физических поставках говядины в сентябре пока нет, очевидно, что большая часть прироста стоимостного объема объясняется увеличением цен из-за усложнения логистики и мировой тенденции ее подорожания.