ФОТО: Михаил Почуев/ТАСС |
Сегодня между Россией и Европой сложные политические отношения. А политика в современном мире самым непосредственным образом сказывается на экономике. Весной и летом Европа ввела жесткие санкции против целых секторов российской экономики, что бы там ни говорили о персональных друзьях. Россия ответила на это введением запрета на импорт сельскохозяйственной продукции из ЕС. И, вероятно, это еще не конец, поскольку попытки серого импорта попасть на российский рынок через другие страны - Белоруссию, Албанию - пресекаются с завидной регулярностью.
Правительство, в свою очередь, приняло решение о последовательном импортозамещении в стратегических отраслях экономики. Прежде всего, речь идет о сельском хозяйстве.
Однако значительно более серьезным фактором кризиса стало стремительное падение цен на нефть, что привело к резкому ослаблению рубля. К концу декабря национальная валюта подешевела примерно на 40% по сравнению с началом года.
Как все это в настоящий момент отражается на российском винном рынке? Чего ждать производителям, экспортерам, импортерам, дистрибьюторам и потребителям в ближайшие месяцы?
Прежде всего, следует учитывать, что в России медленно, но верно растет потребление вина за счет снижения потребления водки и пива. Сегодня эта цифра приближается к 9 л в год на одного человека (для сравнения: в 1995-м она составляла всего 4,1 л в год). Однако в СССР в 1985 г. на одного человека приходилось 15 л в год. Таким образом, у данного показателя есть потенциал к росту. Эксперты полагают, что такая тенденция сохранится и в условиях кризиса.
Одну вещь можно сказать совершенно определенно - на сегодняшний день в России нет никаких ограничений на импорт вина. Более того, в ожидании возможных контрмер, которые могли быть приняты правительством в контексте политики импортозамещения, импорт даже немного вырос по сравнению с предыдущим годом. Сама структура российского винного рынка с объемом 92,8 млн дал исключает сколько-нибудь серьезные ограничения.
По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) на осень 2014 г., внутреннее производство покрывает не более 29% реальных рыночных потребностей. Еще 32% приходится на долю балка (виноматериалов, поставляемых наливом, обычно в флекситанках). Доля импортного бутилированного вина составляет, таким образом, 39%, а среди стран-экспортеров в тройке лидеров остаются Франция, Испания и Италия.
В ближайшем будущем следует ожидать известной корректировки этих показателей, но она коснется, прежде всего, увеличения доли внутреннего производства и сокращения доли балка. Еще до кризиса правительство разработало программу по увеличению внутреннего производства вина. В частности, выделяются существенные средства на высадку новых виноградников. Не приходится сомневаться, что эта политика будет продолжена даже в нынешних непростых условиях.
На высшем уровне согласовано решение о том, что до 2020 г. площади виноградников увеличатся до 140 тыс. гектаров. На это будут потрачены не только бюджетные средства.
В настоящий момент повышенный интерес к отечественному виноделию проявляет крупный российский бизнес. Вкладываться в развитие отрасли намереваются, например, большие водочные компании и банки. Не следует списывать со счетов и серьезных частных инвесторов.
С возвращением Крыма в состав России в стране появились дополнительные внутренние резервы для развития виноделия. По официальным данным, на полуострове насчитывается около 30 тыс. га виноградников - примерно третья часть всех российских виноградников. Потенциально они могут позволить увеличить внутреннее производство на 30 - 40%. Однако сегодня до этих цифр еще далеко.
Многие участки находятся в совершенно неудовлетворительном состоянии и дают низкий урожай очень плохого качества. Потребуется много времени, сил и денег, чтобы привести их в порядок и дотянуть до уровня "старых" южнорусских виноградников на Тамани, в Краснодарском крае и на Дону.
Российское виноделие активно осваивает современный мировой опыт. Многие производители обзаводятся собственными виноградниками, стремясь полностью обеспечивать себя своим сырьем. Однако далеко не все могут себе такое позволить, да и не все стремятся. Во-первых, высадка виноградников требует больших инвестиций. А во-вторых, проблему нехватки сырья куда проще решить покупкой дешевого балка. Наконец, свою роль играет и советское наследие с его разделением производственной цепочки на предприятия первичного и вторичного виноделия.
Еще и сегодня многие тысячи га виноградников не привязаны к конкретным винодельням, но работают, что называется, на открытый рынок. Речь идет и об очень больших сельскохозяйственных предприятиях (таких, как агрофирма "Южная", которой принадлежит 7 тыс. га виноградников в Краснодарском крае), и о крохотных фермерских хозяйствах, появившихся за последние 20 лет.
В качестве возможной меры, призванной повысить эффективность внутреннего производства, правительством рассматривается возможность создания государственной корпорации, которая будет аккумулировать в своих руках максимально возможный объем виноматериала, сделанного из "свободного" российского винограда. Предполагается, что госкорпорация будет максимально эффективно перераспределять сырье между большими заводами вторичного виноделия. По словам Павла Титова, генерального директора компании "Абрау-Дюрсо", госкорпорация, если она все-таки будет создана, в перспективе позволит заместить внутренним сырьем до 40% балка.
Все это, однако, случится не завтра. В перспективе ближайших двух - трех лет сколько-нибудь серьезного сокращения объемов импорта ждать не приходится. Другое дело, что структура импорта наверняка будет скорректирована. Как отмечает Павел Титов, в условиях ослабления рубля на рынке будет увеличиваться доля более дешевого балка из ближнего зарубежья - Армении, Узбекистана, Грузии, Молдавии, Болгарии, - а также за счет виноматериала из Европы и стран Нового Света.
Наиболее серьезной угрозой для российского винного рынка сегодня является резкое ослабление рубля. Это приводит к разгону инфляции, снижению доходов населения в реальном исчислении и, как следствие, к падению покупательской активности. В декабре на фоне предновогоднего ажиотажного спроса рынок чувствовал себя неплохо. Но ситуация уже меняется. По прогнозам экспертов, к середине весны падение российского винного рынка может составить от 10% до 30%. Многие ведущие компании-импортеры подстраховались, еще в декабре увеличив ценник на свой товар, в среднем, на 30%.
Сильнее всего из-за снижения среднего чека страдает сегмент HoReCa. Уже сегодня сильно проседает ресторанный рынок - главный канал реализации премиальных импортных вин. Продовольственное эмбарго является лишь одной, но не главной причиной. В конце концов, многие ведущие рестораторы сумели быстро сориентироваться и найти новых поставщиков для запрещенных европейских продуктов. Основной проблемой остается падение курса рубля. Люди все чаще предпочитают покупать в супермаркетах те продукты и вина, за которыми они раньше ходили в рестораны.
По словам Валерия Филатова, генерального директора компании United Distributors, хуже всего придется винным бутикам и специализированным магазинам. Компании-импортеры закупают вино у зарубежных производителей в евро и долларах. С конца сентября по конец ноября обе валюты подорожали на 10 рублей. По данным Alcoexpert, себестоимость бутылки вина объемом 0,75 л у технического импортера выросла на 1,8 - 2 рубля. За счет курсовой разницы издержки за два осенних месяца увеличились на 18 - 20 руб. с бутылки. А это означает, что самое дешевое столовое вино на полке в начале 2015 г. подорожает на 90 - 100 рублей за бутылку. При высокой стоимости аренды и снижения покупательской активности для многих магазинов это станет неодолимым барьером.
Для сравнения: по данным ЦИФРРА, 70% всех вин сегодня продается по цене до 150 руб. в рознице. Вина стоимостью до 300 руб. занимают 15% рынка, вина до 500 руб. - 10%, вина свыше 500 руб. - всего 5%. Таким образом, наиболее уязвимыми окажутся сегменты low premium и middle premium. Напротив, суперпремиальный сегмент, занимающий бесконечно малую часть рынка, почти не пострадает. Люди, готовые потратить на бутылку вина пару сотен евро, будут это делать и дальше, независимо от курса рубля.
В условиях кризиса наиболее оптимистично выглядит положение крупных торговых сетей, которые делают ставку на демократический сегмент. По мнению экспертов рынка, в ближайшее время будет расти значение сетевых private label, а многие бренды уйдут из HoReCa именно в сети. С другой стороны, уже сейчас наблюдается стабильный рост интереса к российским винам. Даже крупные компании-импортеры начинают активно включать в свои портфели отечественную продукцию. Излишне говорить, что это происходит за счет отказа от некоторых импортных позиций.
Участники винного рынка единодушно признают, что в наступившем году закроются многие компании-импортеры, а те, что останутся, займутся оптимизацией своего портфеля. Многие позиции будут вовсе выведены, либо заморожены на продолжительное время.
Как отмечает Армен Гришкян, президент компании Alianta Group, оптимизация пойдет в направлении подбора вин лучшего качества по более низким ценам. Импортеры обязательно будут искать новых поставщиков. Поэтому у многих зарубежных компаний именно сейчас появляется хороший шанс найти партнера в России. Тем производителям, которые уже есть на российском рынке, господин Гришкян советует активнее вкладываться в маркетинг и продвижение своих вин совместно с российскими партнерами.
В свою очередь, Валерий Филатов отнес к числу неотложных мер снижение отпускной цены от производителя (ex cellar) минимум на 10% на срок от 6 до 12 месяцев. Также он полагает, что крупным сетям следует поумерить аппетиты, снизить издержки и маржу, поскольку это в общих интересах. В противном случае ситуация на рынке будет куда хуже, чем в 1998-м, и в итоге проиграют все.