Во вторник, 14 апреля, в Общественной палате рассмотрели представленный Минздравом проект ФЗ "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Речь идет о создании специальных наблюдательных комиссий, которые будут ездить в лечебные учреждения закрытого и открытого типов и смотреть, не нарушены ли права пациентов.
Впрочем, как выяснилось в ходе заседания, на сегодняшний день имеется два альтернативных проекта - помимо проекта Минздрава свой документ разработали российские правозащитники. Отличие между двумя вариантами закона существенное: если в проекте Минздрава ездить по психбольницам должны будут представители власти и члены НКО, причем прошедшие специальную подготовку, то в проекте правозащитников представители власти к подобным проверкам вообще не допускаются. "Надо прописать в законе, что в комиссию не может войти чиновник. Пусть в комиссии будут священники, правозащитники, просто неравнодушные граждане", - предложил директор института прав человека Валентин Гефтер.
Перед Общественной палатой документ Минздрава уже изучали в Совете федерации, где на него дали отрицательное заключение. Как следует из пояснительной записки Совета Федерации, в целом сенаторы защиту прав психически больных поддерживают. Однако в законе о психиатрии не определена ведомственная принадлежность создаваемой сегодня службы защиты прав граждан с психическими расстройствами, "и представляется нецелесообразным вносить какие-либо изменения в данные положения, поскольку государственная политика в данной области уже сформирована", говорится в записке.
На рассмотрении проекта закона в Общественной палате представители Минздрава делали акцент на экономическом кризисе – по их словам, денег на создание новой службы в условиях дефицита бюджета просто не дадут.
Не дадут - и хорошо, радуются в Минздраве и психиатры на местах. Это значит, что защиту пациентов психбольниц и наркологических клиник придется отложить до более сытных времен - хотя ездить по психбольницам общественные контролеры будут на общественных началах, деньги понадобятся на организацию поездок и привлечение независимых юристов и психиатров в качестве консультантов.
Главный психиатр России, директор ГНЦ имени Сербского Зураб Кекелидзе согласен с появлением общественных контролеров только в том случае, если все они будут проходить обучение в центре Сербского. По словам главного психиатра, центр готов хоть завтра предоставить государству эту услугу. "Кто эти люди, которые будут проверять, правильно ли я работаю? Они должны знать хоть какие-то вещи в психиатрии. Мы готовы обучить этих людей, чтобы они знали, что такое психиатрия. Но сначала нужно обучить, а потом создавать службу", - возмутился Зураб Кекелидзе.
После его возмущения Минздрав тут же пообещал вычеркнуть из проекта нового закона слово "проверять" и оставить только слова о "защите прав пациентов". Впрочем, от вычеркивания одного слова суть закона не меняется - члены общественных комиссий будут собирать в психбольницах жалобы пациентов и направлять по ним заявления в прокуратуру, суд и так далее.
В проекте закона отдельно оговаривается, что объектом разбирательства не может быть назначенное врачом лечение, и оно по решению членов общественных комиссий, даже с участием экспертов-психиатров, не может быть отменено или изменено. Хотя именно вопросам неправомерного, с точки зрения пациентов, назначения лекарственных препаратов посвящена сегодня большая часть жалоб - за неимением службы эти жалобы больные направляют во все органы государственной власти. Валентин Гефтер считает, что психиатры зря боятся нового закона - когда-то появления общественных проверяющих комиссий точно так же боялись в местах лишения свободы. Тем не менее общественные комиссии были созданы.
Нынешний проект закона о "психиатрических" комиссиях во многом повторяет закон об общественном контроле за местами принудительного содержания, рассказала на слушаниях в Общественной палате помощник главы Минздрава Татьяна Клименко. Так что скоро практически любой желающий сможет стать членом новой комиссии и посещать, в том числе, самые закрытые спецпсихбольницы.