Практически сразу после терактов в Брюсселе власти Польши заявили об отказе страны принимать мигрантов из Ближнего Востока и Африки, объяснив это желанием "защитить своих граждан". По словам польских чиновников, пока система проверки не будет действовать должным образом, "говорить о каком-либо переселении и распределении беженцев между странами ЕС тяжело".
Фото: Beata Zawrzel/ Zuma/Global look
Подобная позиция, несмотря на всю ее логичность, может спровоцировать дальнейшее охлаждение в отношении ведущих европейских стран к Варшаве. Лидерам Европейского союза и без того банально не нравится, когда поляки, не занимающие основные роли в ЕС, показывают свой "упрямый характер". А теперь, в очередной раз предприняв попытку отказаться от своих обещаний, Польша вызвала еще большее раздражение.
В 2015 г., министры внутренних дел 28 стран ЕС одобрили предложение о распределении 120 тысяч мигрантов. Предыдущее либерально-консервативное правительство Польши во главе с Евой Копач, ранее обещавшее голосовать против введения принудительных квот, этот договор поддержало. Документ был подписан, несмотря на протесты Венгрии, Чехии и Словакии.
По итогам соглашения польское правительство обязалось разместить на территории страны в течение нескольких лет около 7 тысяч мигрантов. Ожидалось, что первая волна прибудет в конце марта или в начале апреля.
Однако ноябрьские теракты в Париже многое поменяли. Еще после событий в столице Франции министр по европейским вопросам Польши, член нового правительства Конрад Шиманский заявил, что Польша не сможет принять беженцев по нормам, установленным ЕС. Тогда он подчеркнул, что власти страны "не согласны с квотами, которые подписало прежнее руководство страны", и поэтому в свете трагических событий в Париже "не видит возможности для их выполнения". Впоследствии, правда, он несколько смягчил свою позицию, заявив, что Польша будет готова принимать мигрантов при соответствующих "гарантиях безопасности от Евросоюза".
Но недавние трагические события в Брюсселе только усугубили ситуацию. Если сначала поляки объясняли отказ в приеме беженцев, помимо прочего, еще и отсутствием средств, то теперь этот вопрос окончательно принял политическую окраску.
Примечателен и тот факт, что более половины поляков выступают против размещения мигрантов. Это наглядно показали демонстрации, которые происходили в феврале. На улицы вышли около тысячи человек. А согласно результатам январских опросов, больше половины граждан Польши - 53% - не хотят видеть беженцев на своей территории. Меньшее число - 41% - высказались в пользу предоставления им временного убежища. И лишь 4% ответили, что страна должна позволить мигрантам обосноваться на постоянной основе.
"Естественно, запуганное население поддерживает точку зрения правительства с националистическими взглядами", - отметила в интервью "Утру" старший сотрудник РАН, эксперт по миграционным вопросам Ирина Остроух. - Что будет дальше, пока сказать трудно. Заявление польских властей еще не означают непременного воплощения их в жизнь. Поживем и посмотрим".
По убеждению экспетра, теперь мигранты, по большей части, осядут в Германии.
"Беженцы сегодня в подавляющем большинстве находятся в ФРГ, потому что львиную долю по вопросам решения миграционного кризиса в Европе приняла на себя Германия, - добавила Остроух. - Похоже, что немцам придется продолжать тянуть основную лямку".
В 2015 г. в ФРГ прибыли почти 2 миллиона беженцев из стран Ближнего Востока и Африки. В течение 2016-го, по прогнозам немецкого правительства, ожидается порядка 800 тысяч мигрантов. У такого толерантного гостеприимства в стране много противников – это вызвано во многом новогодними нападениями на женщин в Кельне и других немецких городах.
Генеральный консул РФ в Мюнхене Лев Клепацкий, работавший в первой половине 1990-х гг. в российском посольстве в Польше, заметил, что это может обострить и без того натянутые отношения немцев и поляков. При этом он обратил внимание, что против квотирования мигрантов выступает сегодня не только Варшава.
"Решение поляков обострит, в принципе, проблему квотирования в ЕС. Это позиция не только Польши, но еще и Великобритании, и ряда других стран, - подчеркнул Клепацкий в беседе с корреспондентом "Утра". - Британия отказалась, она заявила, что будет сама регулировать эти вопросы. Есть такие настроения и в прибалтийских государствах. Они, если и не полностью отказываются принимать мигрантов, то делают это в десять раз меньше, чем бы хотелось комиссии Евросоюза. Такие настроения - это, по сути успех восточноевропейских стран".