Теплоснабжение остается самой "горячей" проблемой российского жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Только по официальным данным Минэнерго, 68% теплосетей в регионах имеют 100%-й физический износ. В результате в разгар зимы то тут, то там тысячи россиян периодически остаются без отопления.
Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС
В Мурманске 22 января в результате прорыва трубы без отопления и горячей воды остались более 750 жилых домов. Екатеринбург, 23 января - после аварии на теплосети было прервано отопление в 40 многоквартирных домах. Иваново, 24 января - более трех тысяч жителей лишились тепла и горячего водоснабжения по той же причине. Это только несколько примеров.
По данным Минэнерго, на которые ссылается "Газета.Ру", 68% теплосетей в России имеют 100%-й физический износ. Аварийность в отопительный сезон с 2007-2008 по 2012-2013 год только на магистральных сетях выросла практически вдвое, с 266 случаев на тысячу километров до 387 случаев на тысячу километров территории. Кроме того, износ оборудования привел к резкому росту общей потери тепла: по данным Минэнерго, они в три раза выше, чем в Финляндии, которую можно сравнить с Россией по климатическим условиям и частому использованию ТЭЦ для выработки тепловой энергии.
Возможно, проблема в том, что отрасль теплоснабжения в связи с зарегулированностью оказалась в ситуации крайнего недофинансирования. По словам замглавы Минэнерго Вячеслава Кравченко, рынок ежегодно получает в качестве инвестиций около 90 млрд руб., тогда как требует 2,5 трлн рублей. Не спасают и бюджетные инвестиции: сейчас ежегодно из бюджетной системы в теплоснабжение вливается около 150 млрд руб., тогда как потребность - около 200 млрд рублей.
По оценкам руководителя группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства Натальи Пороховой, тариф на тепловую энергию не покрывает порой даже издержки поставщиков на производство. Средств на модернизацию оборудования не остается.
Российские энергетики предлагают изменить подход к тарифообразованию на тепловую энергию: чтобы власти определяли лишь предельный уровень цен, который исчисляется на основе цены на тепло с альтернативной котельной в конкретном населенном пункте, но продавать тепло можно будет и дешевле.
Сейчас региональные комитеты по тарифам рассчитывают стоимость тепловой энергии для каждой конкретной компании в индивидуальном порядке с учетом предоставляемых ею данных о затратах, в итоге в одном городе цены на тепло у разных поставщиков могут отличаться в два-три раза. В Минэнерго уверены, что принцип "альтернативной котельной" позволит унифицировать цены на тепло, разброс по которым в настоящее время значителен.
Законопроект о внесении изменений в федеральный закон "О теплоснабжении", работа над которым началась еще несколько лет назад, как ожидалось, должен был вступить в силу в 2017 году. Но принятие документа затормозилось: сначала из-за выборов в Госдуму он был вынесен на рассмотрение лишь в середине декабря 2016 года. Парламентские слушания по нему планируется провести 6 февраля.
Основными оппонентами в принятии нового ценообразования являются региональные власти. Они опасаются увеличения давления на местные бюджеты, которым в случае резкого увеличения тарифов придется частично компенсировать этот рост. По оценкам аналитиков, он может составить 30%. В противном случае региональные власти могут столкнуться с ростом социальной напряженности.