Европейский парламент поддержал предложение о создании единой континентальной армии. Такое решение было принято на заседании, состоявшемся вечером в четверг, 16 февраля. За резолюцию проголосовали 283 евродепутата, против - 269, еще 83 человека воздержались.
Фото: Matthias Balk/ Global Look
Документ был предложен бывшим премьер-министром Бельгии Ги Верхофстадтом, который в настоящий момент отвечает за переговоры по выходу Великобритании из Евросоюза. В резолюции, помимо создания единой армии, речь идет об усилении централизации объединения и создании поста министра финансов ЕС.
Выступая в парламенте, Верхофстадт заявил, что резолюция направлена против националистов-протекционистов, которые расшатывают организацию и ведут к ее распаду. Вооруженные силы помогут Евросоюзу стать крепче. Политик настаивает на необходимости изменить подход к управлению ЕС. Объединению следует перестать стремиться к согласию и единодушию всех входящих в него стран, полагает он. Иными словами, автор инициативы фактически предлагает отобрать у членов ЕС право не соглашаться с выполнением решений большинства.
Такой подход может быть первым шагом к изменению основополагающего договора ЕС, который предполагает приоритет компромиссного подхода к решению проблем. Впрочем, резолюцию о централизации вполне могут притормозить: вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс заявляет, что реформа не является приоритетом.
Зато пункт документа, касающийся единой европейской армии, может получить поддержку на самом высоком уровне. Идею о континентальных вооруженных силах одобряют крупнейшие члены ЕС Германия и Франция, а потому велика вероятность, что в скором времени будут сделаны решительные шаги в этом направлении.
Верхофстадт в своей резолюции не уточняет, из кого будет формироваться европейская армия, за чей счет содержаться и какие цели преследовать. Однако некоторые признаки общих вооруженных сил ранее озвучивали другие видные европейские политики.
В августе прошлого года глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил о необходимости создания общих воинских формирований, которые не будут походить на классическую наступательную армию. "Нам нужна общая европейская внешняя политика, политика безопасности и общая европейская оборонная политика с целью когда-то создать европейскую армию, чтобы иметь возможность выполнить нашу роль в мире", - говорил политик. Новая армия объединит даже те страны, которые не являются членами НАТО, пояснял он.
До этого, весной 2015 г., Юнкер также поднимал вопрос о единой армии, говоря, что "общеевропейская армия покажет всему миру, что между странами ЕС никогда не будет войны". Он подчеркивал, что силы ЕС не станут конкурировать с НАТО, а позволят объединению брать больше ответственности за происходящее в мире.
В пользу создания европейской армии в последнее время выступали президент Финляндии Саули Ниинисте, его чешский коллега Милош Земан, а также канцлер ФРГ Ангела Меркель. Впрочем, мотивы у каждого были свои: если Меркель выражала желание обезопаситься от возможной агрессии со стороны России, то Земан указывал на серьезные проблемы с охраной внешних границ организации в период миграционного кризиса.
В России мечты некоторых европейцев о единых вооруженных силах назвали несбыточными. Во-первых, переживающий кризис ЕС не сможет финансово содержать новую армию. Во-вторых, препятствием станет позиция США, которые не разрешат Брюсселю усилить военный потенциал в противовес своему собственному, отмечали российские наблюдатели.
К тому же противников единой армии много внутри самого ЕС. В ноябре прошлого года главы МИД и Минобороны стран объединения одобрили план по имплементации новой стратегии европейской политики безопасности и обороны, который не предполагает создания европейской армии.