Высокие цены на нефть не спасают российский Фонд национального благосостояния (ФНБ) от усыхания. Его размеры в долларовом эквиваленте продолжают сокращаться. В апреле объем фонда вырос в рублях на 5%, но в долларах сократился на 3%, или почти на $2 миллиарда.
По состоянию на 1 мая 2018 г. объем ФНБ составил $63,91 млрд (3,96 трлн руб., что равно 4,1% ВВП). Год назад объем резервов находился на уровне $73,57 млрд (4,19 трлн руб., 4,5% ВВП), а два года назад – $73,86 млрд (4,75 трлн руб., 5,5% ВВП). И это притом, что нефть тогда стоила намного дешевле: $66 за баррель марки Urals сейчас, $52 – в прошлом году и $34 в позапрошлом. К тому же у России тогда существовала еще одна "подушка безопасности" – Резервный фонд, который упразднили с 1 января 2018 г., сообщает "Свободная пресса".
Чем выше цена на нефть, тем больше средств перечисляется в ФНБ – таково действующее бюджетное правило. И тем не менее объемы общенациональной "заначки" сокращаются. Это происходит потому, что правительство тратит средства из фонда налево и направо.
Так, в конце прошлого года 656,7 млрд руб. из ФНБ были перечислены в бюджет Пенсионного фонда России, хотя ранее подобного перевода средств не предусматривалось. На деньги ФНБ также ведется строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги, модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, сооружение АЭС и ледоколов и так далее.
Не исключено, что часть средств ФНБ будет израсходована на реализацию новых майских указов Владимира Путина. На них потребуется дополнительно найти 8 трлн руб. за шесть лет. Возможно, что часть этих средств обнаружится в фонде. Хотя раньше министр финансов РФ Антон Силуанов обещал, что 2018-й станет последним годом, когда будут тратиться резервные средства.
Впрочем, эксперты не считают нужным наращивать "подушку безопасности". По их словам, гораздо разумнее для преодоления стагнации пускать эти средства на инфраструктурные и инвестиционные проекты.
"Во-первых, деньги Фонда ни в коем случае нельзя хранить у наших геополитических противников, то есть в активах США. Во-вторых, само наличие этого Фонда означает, что на изначальном этапе мы уменьшаем долю возможностей бюджета на инвестиционном направлении, а этого делать нельзя. Если поддерживать экономику в "сытом", рабочем состоянии, резервные фонды практически не нужны, потому что все вопросы могут быть решены в обычном порядке. Необходимо не фонды создавать, а использовать эти средства на вложения в инвестиции", – отметил профессор кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия Анатолий Селюков.
Профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Юрий Юденков не видит ничего странного в том, что растущие цены на нефть не сразу сказываются на объеме ФНБ: "Между изменением цены на нефть и поступлением средств в ФНБ есть определенный лаг, то есть задержка. Предполагаю, что на основании средневзвешенной цены за определенный период идет зачисление в фонд".
Он также раскритиковал излишнюю страсть правительства к накопительству. "Стратегии на долгосрочный период мы не видим, есть только оперативное выполнение поручений президента, и на этом точка. ФНБ – это "подушка безопасности", но какая может быть "подушка безопасности", если экономика падает? Нам ее поднимать надо, а мы все "подушки" делаем", – заключил Юденков.