Молоко исчезнет с прилавков

Из-за новой системы сертификации с поставками продукта будут перебои, да и цены на него вырастут

Представители российских офисов компаний Danone и PepsiCo предупредили, что со следующего года молочная продукция может подорожать на 10% из-за увеличения себестоимости сырья. Кроме того, торговые сети могут столкнуться с перебоями в поставках молочных продуктов.

Опасения транснациональных компаний, которые вдвоем занимают не менее 15% отечественного рынка товарного молока, связаны с новыми требованиями к ветеринарным сертификатам на продукцию животноводства. Сейчас на сырье достаточно получать бумажные сертификаты, а с января 2018 г. на сырье и готовую продукцию нужно будет оформлять электронные разрешения, отмечает РБК.

Система электронной ветеринарной сертификации "Меркурий", разработанная Россельхознадзором, призвана "обелить" продовольственный рынок. Благодаря электронным сертификатам будет невозможно фальсифицировать продукты, подменять их, подмешивать в их состав нежелательные и опасные для здоровья ингредиенты. Система позволит в реальном времени отслеживать весь путь продукта - от поставки сырья до магазинной полки.

В Россельхознадзоре заявляют, что "Меркурий" готов к работе. В Danone и PepsiCo с этим не согласны: до 70% поставщиков сырого молока по-прежнему не зарегистрировались в системе и не начали ее тестировать. Уже зарегистрированные в "Меркурии" компании жалуются на то, что система работает медленнее, чем того требуют реальные логистические операции в пиковые периоды, да к тому же постоянно выдает ошибки: неправильно указывает дату производства, сроки годности, название предприятий и так далее. Это осложняет приемку скоропортящегося сырья у поставщика.

Внедрение системы в "сыром" виде может привести к недопоставкам молочных продуктов в торговые сети. По прогнозам, до 30% продукции не доедет до получателя, говорят производители "молочки". Сами затраты на электронную ветеринарную сертификацию приведут, по некоторым оценкам, к удорожанию 1 кг продукции примерно на 4,5 руб., то есть на 10% для цельного молока.

В правительстве признают наличие проблемы. В сентябре на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича ввод в эксплуатацию системы обязательной электронной сертификации для всей продукции животноводства (за исключением рыбы) решили перенести с 1 января на 1 июля 2018 года. Законопроект об этом внесли в Госдуму, но пока он не дошел даже до первого чтения.

В Россельхознадзоре, однако же, продолжают настаивать на том, что все работает идеально и что никаких оснований для остановки торговли или роста цен на самом деле нет и не было. Воду мутят переработчики, а не производители, уверены в ведомстве: "Ведь при внедрении системы станет невозможно завезти на завод 100 т молока и вывезти 100 т "натурального" сливочного масла. Система просто не позволит скрыто добавить в масло растительные жиры, иными словами, сфальсифицировать продукт".

Некоторые участники рынка согласны с этим утверждением. Мол, все заводы, использующие при производстве только сырое молоко, готовы к внедрению "Меркурия". Против выступают только компании вроде Danone и PepsiCo, которые добавляют в свои продукты и сухое молоко. По мнению молочников, если из-за введения электронной сертификации товары и подорожают, то на доли процента.

Ретейлеры также заявляют о готовности подключиться к системе в установленные законом сроки. "Наработки имеются, они основаны на активном внедрении ЕГАИС для алкогольного рынка", - отметили в сети "Дикси".

Выбор читателей