Что в национальности тебе моей?

Читать в полной версии →
"Хорошо, что Ю. Гагарин – не еврей и не татарин, не грузин и не узбек, а наш, советский человек"

"Хорошо, что Ю. Гагарин – не еврей и не татарин, не грузин и не узбек, а наш, советский человек" – такие частушки слагались в былые годы в толще "новой исторической общности", коей являлся, согласно учебникам, советский народ. Русскому человеку, может, и в самом деле не больно-то надо дополнительно идентифицировать себя в советском, в российском ли населении – он не слишком ропщет, даже когда его именуют "русскоязычным". А вот для менее многочисленных этносов вопрос своей четкой идентификации оказывается болезненным. Во всяком случае если не для самих этих этносов, то для представляющих оные бюрократий.

С 1997 года тянется бодяга с новым российским паспортом. Напомним, что разработчики нового образца главного общегражданского документа, движимые лучшими демократическими побуждениями, исключили из набора содержащихся в нем сведений запись о национальности. Действительно, в странах победивших "общечеловеческих ценностей" таковая запись в документах отсутствует: человек в правовом государстве – прежде всего гражданин, а уж какой национальности его лицо – кавказской, еврейской или марсианской – это дело интимное. Но помянутым странам в данном отношении легко: почти все они моноэтничны (а США – так это просто "плавильный котел"). А у нас? Словом, руководители национальных образований – в первую очередь Башкирии и Татарстана – возроптали как против отмены пресловутой графы, так и вообще против унифицированной формы нового паспорта.

Насчет собственно записи о национальности больше всех шумела Уфа. В Казани, в общем-то, не против, если такая запись будет вноситься исключительно по желанию (Минтимер Шаймиев настаивает на ее обязательности только в свидетельстве о рождении), но что касается дублирования всех сведений на национальном языке и наличия в документе государственной символики национальной республики – так это уж будьте добры (в Татарстане возражали даже против российской символики как таковой, усматривая в ней "имперскую сущность" – не должен, дескать, орел сжимать скипетр и державу, а также нести короны, одна из которых символизирует разгром Казанского ханства).

Дело дошло до того, что выдавать российские паспорта нового образца (бланки которых давно завезены) в Башкирии и Татарстане просто-напросто отказались, а новых получателей продолжали одаривать прежними "серпастыми-молоткастыми" корочками. В Татарстане их запас оказался обильным и подходит к концу только сейчас; так что тем, кто свой паспорт потерял либо меняет фамилию, с недавних пор начали выдавать взамен временные удостоверения личности. В Башкирии же запас старых советских паспортов иссяк довольно быстро, и такие удостоверения стали получать все соискатели – в том числе и достигающие совершеннолетия юные члены общества. В результате в этой республике набралось уже 300 тысяч "беспаспортных" граждан. Все бы ничего, но за границами этого "суверенного государства в составе Российской Федерации" местные удостоверения личности – фиговый листочек: не то что на работу не устроишься или в вуз не поступишь – в гостинице не поселят и деньги в банке не обменяют. Про приятное общение за пределами родной республики с представителями органов внутренних дел и говорить не приходится.

Казалось, в конце прошлого года федеральный Центр все же "дожал" самостийных бунтовщиков. На состоявшемся 15 декабря в Уфе совещании руководителей государственных органов Приволжского округа трио в лице представителя президента в этом округе Сергея Кириенко и двух замов главы президентской администрации Владислава Суркова и Дмитрия Козака, смогло "убедить" президентов Татарстана и Башкирии принять компромиссный вариант: граждане республик получают-таки общероссийские паспорта, но с вкладышем с национальной символикой, дублирующим все записи на втором государственном языке республики, с дополнительной графой – буде на то желание гражданина – о национальности. 5 января соответствующее постановление, утверждающее указанный порядок, приняло правительство. Вроде, все должны быть довольны? Не тут-то было! Не то постъельцинская Москва перестала казаться грозной, не то морозы не смогли остудить воспаленные головы – гадать не станем, но буча поднялась вновь.

Правительство Татарстана решило обжаловать постановление от 5 января в Верховном суде, а до вынесения судебного вердикта паспорта нового образца по-прежнему не выдавать. Председатель Госсовета (парламента) республики Фарид Мухаметшин заявил, что отказ в праве на собственные паспорта – "плевок в нашу сторону". В конце января Госсовет принял специальное обращение к Путину и Касьянову о необходимости указывать в паспортах республиканское гражданство (само собой – с отражением символики республики) и национальность.

Новую вспышку дискуссий по поводу республиканских паспортов и отметки о национальности спровоцировало обсуждение 21 февраля в Госдуме законопроекта об основных документах, удостоверяющих личность. Сразу скажем, что законопроект, вызвавший массу нареканий, был забаллотирован. При этом главный сыр-бор разгорелся именно по вопросу об обязательности указания в таких документах национальности (законопроект сие не предусматривал). Особенно усердствовали в отстаивании своих национальных прав Флюра Зиятдинова, Фандас Сафиуллин из Татарстана (оба – "Регионы России") и Зайнула Багишаев из Башкирии ("ОВР"). Сафиуллин с особенным удовольствием "прошелся" по утвержденным постановлением от 5 января вкладышам в паспорта: мы, мол, сами не местные и "куда их вкладывать, не знаем".

Конечно, Россия – многонациональное государство, и игнорировать сей простой факт при принятии тех или иных общефедеральных решений непозволительно, тем более что национальные чувства – материя тонкая. Вспомним, однако, что развал Советского Союза начинался тоже с требований республиками неких эксклюзивных прав, в том числе по поводам, которые отнюдь не казались судьбоносными. Не может Россия вновь превращаться в империю, но в России как федерации должен быть положен какой-то предел автономному обособлению ее субъектов? Вопрос риторический, и ответ очевиден. Самоутверждение же региональных бюрократий на практике неизменно оборачивается ущемлением прав обычных граждан.

Пусть мы будем русскими, башкирами, татарами и прочая, прочая, прочая. Но только осознавая себя единой нацией россиян (как бы ни было затаскано это слово), мы сможем вывести из прорыва и обустроить нашу общую Родину.

Сергей ЭДУАРДОВ |
Выбор читателей