По словам зам. главы администрации президента Дмитрия Медведева, в рабочую группу вошли представители правительства, администрации президента и "Газпрома". В частности, правительство представлено вице-премьером Виктором Христенко, заместителем министра финансов Беллой Златкис, главой ФКЦБ Игорем Костиковым, чиновниками Минэкономразвития, МАП, РФФИ. От "Газпрома" в состав рабочей группы вошли Сергей Дубинин и Александр Семеняко. От администрации президента – советник главы государства Андрей Илларионов, начальник экономического управления президента Антон Данилов-Данилян и др. Возглавил группу Дмитрий Медведев. До июня должен быть сформулирован и представлен на подпись президенту пакет предложений о том, каким образом осуществлять либерализацию. Надо полагать, что вопрос, "зачем ее осуществлять", для президента уже ясен.
Напомним, что разделение рынка акций "Газпрома" на внутренний и внешний рынки было закреплено указом президента Ельцина от 28 мая 1997 года. Основной торговой площадкой (около 95% объема торгов) стала МФБ. Это было сделано из-за того, что цена обыкновенных акций, продающихся в России резидентам, гораздо ниже стоимости ADR, которые могут приобретать за рубежом иностранные инвесторы: примерно $0,3-0,35 и $7,5-9 (одна ADR – 10 обыкновенных акций). Понятно, что, если дать возможность покупать акции РАО внутри страны, выпускать ADR просто не будет смысла. Кроме того, в "Газпроме" существует 20%-ное ограничение на участие иностранцев в уставном капитале компании, что предусмотрено законом о газоснабжении.
Однако в итоге все эти меры оказались недейственными. Официально иностранное присутствие сейчас оценивается примерно в 11,5%. Но к ним надо смело добавить еще, как минимум, столько же номинальных (в пользу нерезидентов) российских держателей. Дело в том, что никто не может помешать иностранцам покупать акции на внутреннем рынке через аффилированные российские фирмы. Кстати, именно в нарушении правил разграничения рынков акций "Газпрома" обвинили Объединенную финансовую группу (UFG), совладельцем которой является член совета директоров РАО Борис Федоров. По решению суда в UFG была изъята соответствующая документация, и обстоятельства дела сейчас рассматривает УВД Северного округа Москвы.
Все это сильно нервировало рынок, отпугивало потенциальных инвесторов, плодило серые схемы – словом, не устраивало никого – ни государство, ни частных акционеров, поэтому планы по объединению рынков акций родились не на пустом месте. Однако способы предлагались разные.
Суть предложений менеджеров "Газпрома" сводится к тому, чтобы чуть пошире приоткрыть дверку для иностранцев, увеличив их долю участия в акционерном капитале, но не беспредельно. Контроль все же должен остаться за российскими акционерами. Для этого предлагается: разрешить покупку нерезидентами ограниченного количества акций компании на внутреннем рынке с последующей конвертацией их в ADR. Но только через определенное время и только через структуры, полностью контролируемые "Газпромом". Недостаток этого плана в том, что, во-первых, процедура будет слишком долгой, а во-вторых, менеджмент по-прежнему будет верховодить, как ему вздумается.
Более радикальные предложения исходят от группы того же Бориса Федорова, которая предлагает, например, вообще отменить все барьеры между внутренним и внешним рынками, а также все ограничения на участие иностранцев. В этом случае акции быстро наберут стоимость, капитализация компании может повыситься в 1,5-2 раза, но контроль акционеров, в том числе – и это самое главное – государства, будет утерян, а рынок ADR рухнет, потому что все побегут покупать дешевые акции на внутреннем рынке. Так что это предложение вряд ли можно считать проходным.
По какому пути пойдет рабочая группа, пока неизвестно. Скорее всего, план "Газпрома" будет учтен в большей степени. По словам Медведева, рабочей группе за три месяца нужно выработать сбалансированную программу, которая определит долю иностранного участия в уставном капитале "Газпрома", форму сохранения государственного контроля и его участие в "Газпроме", а также торговые площадки, где будут обращаться акции газовой компании.
Либерализация рынка акций, по задумке президента, это существенный фактор повышения капитализации "Газпрома" и способ борьбы с серыми схемами. По прогнозам специалистов, цена за одну акцию может подняться до $0,45-0,50. Однако без грамотной структурной перестройки компании все равно не обойтись. Но это дело чуть более отдаленного будущего и тема для совершенно отдельного разговора, потому что объединение внутреннего и внешнего рынков акций "Газпрома" – это не только необходимое условие капитализации концерна, но еще и подготовка к реформе газовой отрасли.
При нынешнем положении дел менеджеры заинтересованы, скорее, в игре на разнице цен, а не в росте капитализации компании. Кроме того, такая ситуация позволяет менеджерам влиять (прямо или косвенно) и на состав акционеров, и на членство в Совете директоров. Поэтому государство как главный акционер также заинтересовано в большей открытости компании и улучшении руководства ею. Но прямые административные меры в отношении руководителей "Газпрома" могут только повредить имиджу компании. Поэтому тактика постепенного цивилизованного усиления контроля со стороны государства в большей степени соответствует интересам акционеров и является главной целью либерализационных усилий президента.
Менеджмент компании, заинтересованный в сохранении существующего положения, естественно, сопротивляется, но государство, судя по всему, настроено решительно. Во всяком случае, слова Дмитрия Медведева о необходимости привлечения на работу в компанию людей с более широким экономическим мышлением были восприняты чуть ли не как "черная метка" нынешним руководителям "Газпрома".
О том, что инициатива президента легла на благодатную почву, свидетельствует и незамедлительный рост цен на акции "Газпрома", которые уже в понедельник подскочили более чем на 6,4%. По мнению представителей Российского биржевого союза, либерализация рынка акций "Газпрома" приведет к качественному изменению всей ситуации на российском фондовом рынке, повышению его капитализации и привлечению дополнительных инвестиций как в добывающий, так и в перерабатывающий сектор.