"Пенсионная реформа должна заработать с января 2002 года без опозданий, потому что уже в 2006-7 годах России грозит демографический кризис" – такое жизнеутверждающее заявление сделала журналистам вице-премьер Валентина Матвиенко по окончании первого заседания Национального совета по пенсионной реформе. Одновременно нынешним и будущим пенсионерам было обещано достойное довольствие из государственной кормушки, особенно тем, кто добровольно откажется от зарплаты в конвертах и будет исправно платить с нее социальный налог, пополняя тем самым свой индивидуальный страховой счет. И вот если все пока еще не старые граждане станут паиньками, то государство сможет принять, по выражению премьер-министра М. Касьянова, "единственно правильное, справедливое, ясное и простое решение" на счет пенсионной схемы на будущие 50 лет, и уж тогда никакой демографический кризис нам не страшен. Как ни благостно было все ранее произнесенное властями на эту тему, последние слова прозвучали несколько зловеще. А когда свои пояснения к планам правительства дал глава Пенсионного Фонда Михаил Зурабов, от реформы повеяло прямо-таки кладбищенской жутью...
Сделав паузу, Зурабов дал аудитории как следует проникнуться ощущением надвигающейся катастрофы и предложил рецепты своего ведомства, одобренные в целом тремя днями позже на заседании Национального совета и рекомендованные "для широкой разъяснительной работы" в среде граждан до и после их выхода на пенсию. Для этого, по настоятельной рекомендации вице-премьера по социальной сфере В. Матвиенко, глава ПФ пригласил к себе журналистов и постарался максимально четко и подробно изложить суть предлагаемых мер.
Помимо услуг частных пенсионных фондов, сеть которых еще предстоит создать, одновременно рассеяв справедливые подозрения граждан насчет сходства этих структур со славным АО "МММ", государство гарантирует всем без исключения, кто выполнит требования к минимальному трудовому стажу (20 лет для женщин и 25 – для мужчин), базовую пенсию с фиксированным размером. Отчисления на этот вид пенсионного страхования будут носить налоговый характер и поступать в федеральный бюджет. Базовая пенсия, как обещает ПФ, будет ориентирована на уровень прожиточного минимума пенсионера (для трудоспособных он, очевидно, иной) и гарантироваться государством.
Вторая составляющая пенсии – дифференцированная – будет зависеть от результатов труда конкретного работника и "оцениваться по данным накопленных им пенсионных прав, которые образуются в денежном выражении на личном счете каждого будущего пенсионера, застрахованного в ПФ". Эта часть будет носить "условно-накопительный" характер, поступать на счета граждан через длинную финансовую цепочку от Министерства по налогам и сборам через Федеральное Казначейство и непосредственно Пенсионный фонд, а потом выплачиваться при выходе на пенсию равными долями. При этом для расчета ежемесячного пособия будет учитываться весь трудовой стаж, а не последние 2-5 лет, как сейчас, и верхний лимит заработка для определения этой цифры также будет снят. И такая схема для каждого, кто подпадает под категорию "дифференцированной пенсии", будет действовать в течение 17 лет после достижения пенсионного возраста. Именно этот срок назван Зурабовым как "нормальный период жизни человека на пенсии независимо от пола". Иными словами, все мужчины от 60 до 77 лет и женщины от 55 до 72 будут проедать то, что сами же заработали за время трудового пути. Если же кому-то повезет и он или она проживут чуть дольше, скажем, лет до 92, на обеспечение их безбедной старости пойдут уже... "чужие" деньги.
– Вот это да... – поежилась молодая дама из информагентства, с опаской посмотрев на "брифингующего" Зурабова. – А если мне кирпич на голову упадет, куда денутся деньги с моего индивидуального пенсионного счета?
– Мы их будем выплачивать вашим близким по пенсии за потерю кормильца, – ласково сказал глава ПФ, – если вы еще на пенсию не успеете выйти.
– Нет, а если мне уже исполнится 55 лет? – не унималась она.
– Вот этим-то вы нам очень удружите, – обрадовался Зурабов. – Ваши отчисления – это федеральная собственность. Мы их распределим среди тех пенсионеров, кто вас переживет. Впрочем... – тут он внимательно посмотрел на крепенькую корреспондентку, – такие как вы, как правило, и доживают до 92 лет...
– Это вряд ли... – помрачнела журналистка. – Я на вредной работе.
Более простое объяснение выработанной правительством стратегии пенсионной реформы придумать было бы сложно. Иными словами, случись среди 55-60-летних пенсионерок масштабная эпидемия с летальными исходами, это позволило бы значительно укрепить благосостояние тех, кто успешно миновал критический "17-летний" порог, за которым их собственные средства оказываются проеденными и остается только мизерная "базовая" пенсия. После этого весьма проблематичной видится реализация одного из основополагающих тезисов пенсионной реформы – "недопущение конфликта между различными возрастными группами". Хотя вряд ли ее разработчики относили к разным группам "молодых" и "пожилых" пенсионеров.
Здесь есть о чем задуматься, и не только с этической точки зрения, и не только депутатам, которым предстоит реформу пенсионной системы облечь в безупречную форму принятого закона.
Прежде всего всерьез позаботиться о своем будущем надо так называемым "льготникам", которые выходят на пенсию не как все, а как принято в том или ином секторе народного хозяйства. Если раньше уход на заслуженный отдых летчика или кого другого с вредного производства в 45 лет никого не удивлял, то теперь такая "роскошь" может обернуться боком бывшему герою труда. Накопленные им на индивидуальном счету средства будут выплачиваться равными долями в течение 17 лет, то есть до достижения пенсионером 62-летнего возраста. А что потом? Базовое мизерное пособие или... "Именно работодателям надо задуматься о том, чтобы заработок их подчиненных до выхода на "льготу" был настолько высок, чтобы им хватило до гробовой доски", – подчеркивает глава ПФ. Эта тема для размышления предложена, очевидно, руководителям градообразующих предприятий с опасными условиями труда, которые и так берутся за штамповку кастрюль, лишь бы рабочие не сидели на хлебе и воде. Хотя много ли героев труда с таких промышленных монстров доживают до 62 лет?.. А если нет, то и беспокоиться не о чем. По мнению авторов проекта, "такой упрощенный порядок дает гражданину свободу выбора – самому рассчитать свою старость, выбирая себе работу или принимая решение о досрочном выходе на пенсию".
И снова не будем спешить с оценками – циничен такой подход или нет. М. Зурабов считает, что "льготников" и так развелось слишком много. Если число пенсионеров с 1991 года выросло на 9%, а количество пенсий по инвалидности – на 50%, то число лиц, имеющих право на льготную пенсию, – в 7 раз. И именно эта категория съедает 18% расходов вверенного ему ПФ...
За рамками этой статьи осталось еще многое: и неведомые 2%, отчисляемые по усовершенствованной пенсионной формуле на субсчета для инвестиционной составляющей, и система дополнительного пенсионного страхования, которой хотят придать статус добровольно-принудительной. Жонглируя отшлифованными до блеска деталями концепции, завораживая хитроумными алгоритмами, засыпая каскадом терминов, авторы будущей реформы не называют главного в ней.
Еще будучи председателем правительства, В. Путин сказал, что о степени цивилизованности общества судят по тому, как оно относится к своим старикам. А в нынешнем своем качестве создал Национальный совет по пенсионной реформе. Наверное, мудрость этого совета – единственное, на что остается надеяться после внимательного изучения предложенной ПФ реформы, согласно которой государство согласно досыта накормить своих стариков... коли их будет мало.
Зато проблема демографического кризиса отпадет сама собой – страна резко помолодеет, если количество пожилых людей будет меньше 8% населения.