Надо сказать, что нынешний проект бюджета выгодно отличается от предыдущих тем, что имеет перспективный среднесрочный характер и рассматривается в увязке с бюджетными проектировками на 2003 и 2004 годы, что связано с пиком выплат по внешним займам, который приходится именно на этот период. Это, безусловно, разумный подход, который надо приветствовать, однако вызывает удивление, что ни на 2004, ни тем более на 2003 годы не обнародовано никаких наметок и прогнозных показателей.
Но это не самое главное. В преддверии самых крупных за всю постсоветскую историю внешних выплат практически свёрнут переговорный процесс по реструктуризации долга. Вместе с тем, расчеты показывают, что объемы выплат можно снизить, причем достаточно безболезненно, как минимум на $3,76 млрд. И тогда нам пришлось бы платить не $19,5 млрд., а чуть меньше $16 млрд.
Можно подумать, что такая демонстрация рвения перед внешними кредиторами подкреплена солидной финансовой базой. Бюджетные проектировки говорят об обратном. Даже при идеальной экономической ситуации (экономический рост – 4%, цена на нефть – $22 за баррель (Urals), высокий приток доходов от массовой приватизации и массовой распродажи золотовалютных резервов, инфляция на уровне 12% и проч.) в 2003 году нам все равно будет не хватать порядка $1 млрд. Где их брать? Видимо, в долг у Центробанка.
Подчеркнем еще раз, что это в идеале. На самом деле вовсе не факт, что цена на нефть удержится на уровне $22 за баррель Urals, поскольку это означает, что нижняя планка дорогой арабской нефти должна держаться где-то на уровне $25 за баррель. Учитывая последние тенденции на рынке, а также мощное давление, оказываемое Штатами на ОПЕК, можно предположить, что цены пойдут вниз. Но даже если случится чудо и цена удержится в районе предполагаемых $22 за баррель, все равно недостаток средств на покрытие внешнего долга составит примерно $7 млрд. Эти огромные деньги правительство собирается "добирать" за счет приватизации, продажи золотовалютных резервов, внешних и внутренних займов и неиспользованных остатков на счетах бюджета.
Реальны ли такие расчеты? Горький опыт прошлых лет показывает, что массовая приватизация может и не принести ничего государству или принести существенно меньше ожидаемого. На доходы от продажи золотовалютных резервов тоже не следует так уж сильно уповать, поскольку их нынешняя структура вызывает большие сомнения. (Впрочем, это отдельная тема.) Что касается займов, то с "внешней стороны" нам теоретически может светить не более полумиллиарда, а упирать на внутренние займы – значит подрывать и без того хилые инвестиционные возможности. Единственным реальным источником эксперты считают остатки на счетах федерального бюджета, но их использование уже заложено в бюджете 2003 года. Таким образом, получается, что нормальных источников для финансирования полномасштабных выплат по внешнему долгу в бюджете не просматривается. Остаются деньги ЦБ. Но правительство, скорее, пустит по миру всю экономику, нежели возьмет средства у Центробанка, поскольку очень боится негативной реакции старшего американского брата на столь "нецивилизованный" шаг.
Но ведь помимо отдачи долгов есть еще проблемы модернизации экономики, проблемы ассигнований на бюджетную сферу, проблемы восстановления уровня жизни населения. Так где же все-таки брать деньги? Элементарный здравый смысл подсказывает, что для начала надо перекрыть каналы вывоза из страны валюты и провести структурные реформы таким образом, чтобы получаемые пока в большом количестве нефтедоллары как можно активнее впитывались экономикой. Это тот необходимый минимум, без которого говорить о каком-то бюджете развития просто бессмысленно. И уже потом (или одновременно, но обязательно в увязке с указанными шагами) можно вести предметный разговор о мерах по увеличению спроса со стороны государства и населения, о государственных гарантиях и государственных инвестициях, о протекционистских мерах во внешней торговле, об обуздании тарифных аппетитов естественных монополий и о многих других не просто очевидных – необходимых, срочных шагах, которые должно было бы предпринять правительство России.
Однако ничего подобного не происходит. Вместо перекрытия каналов вывоза капитала правительство как будто нарочно направляет свои усилия на либерализацию валютного законодательства, тем самым не только стимулируя, но и легализуя этот вывоз. Наше правительство стремится в первую очередь облегчить жизнь крупному бизнесу, осуществить внешние платежи, а вся остальная экономика будет финансироваться по остаточному принципу. Что же касается сакраментального вопроса "где взять деньги"... Исходя из идеологии либеральных талмудистов, деньги будут отбираться у населения и у экономики через инфляционный налог и через урезание государственных расходов.
Собственно говоря, это уже происходит. Например, правительство объявило о повышении заработной платы бюджетникам с 1 января 2002 года в 1,89 раза. Вроде бы всё хорошо. На самом деле картина выглядит весьма странно. Тарифная ставка 1-го разряда ЕТС повышается в 3,4 раза – с 132 до 450 (!) рублей. По нынешним временам смешные деньги и издевательская прибавка, но это еще ничего – можно сказать, что это формальный минимум оплаты труда. Однако правительство при этом предлагает сделать так, чтобы соотношение между низшим и высшим разрядами ЕТС было не больше, чем 1:4,5. Если это окажется правдой и будет претворено в жизнь, то нетрудно посчитать, сколько будут в итоге получать высококвалифицированные бюджетники – врачи, ученые, офицеры, учителя и проч.
Или еще пример. Все хорошо понимают, что будущее страны, возможность спасительного прорыва в группу мировых лидеров зависит от развития наукоемких производств, внедрения новейших технологий, одним словом, от науки. И вот в бюджете на 2002 год расходы на науку предусматривается увеличить на 4,9 млрд. руб. – до уровня 27 млрд. рублей, или меньше, чем 1 млрд. долл., в то время как расходы на правоохранительную деятельность увеличатся на 20 млрд. рублей и превысят все расходы на науку, культуру, здравоохранение и экологию вместе взятые. А расходы на управление, то есть на себя любимых, увеличатся на 11 миллиардов рублей и достигнут 52 млрд. руб.
Вступая в противоречие с международной практикой, да и просто со здравым смыслом, правительство продолжает политику снижения бюджетных расходов на модернизацию и поддержку реального сектора экономики. В соответствии с бюджетом 2002 года, на 8 млрд. рублей сократятся государственные капиталовложения в промышленность, энергетику и строительство. На 2 млрд. рублей – в транспорт и связь. С 20,8 млрд. руб. до 15,5 млрд. руб. (на 25%) сократятся вложения в агропромышленный комплекс, в результате чего доля расходов на сельское хозяйство в общей расходной части бюджета составит 1%. Последнее обстоятельство выглядит особенно странным и удручающим, если принять во внимание убийственно растущий – подчеркнем: растущий – диспаритет цен, а также то, что в России государственные расходы на сельское хозяйство на душу населения более чем в 35 (!) раз меньше, по сравнению, например, со Штатами.
По мнению ряда ученых, проект бюджета на 2002 год, представленный правительством, не выдерживает никакой критики, потому что его принятие может окончательно добить производительные силы и вызвать мощный социальный взрыв. Недаром такие ушлые деятели как Березовский или Чубайс уже всерьез готовятся использовать ожидающуюся протестную волну в своих целях. Березовский, предрекая "великую смуту" этой осенью, открыто заявил, что Путин может не дотянуть не то что до конца первого срока своего президентства, а и до конца текущего года. Чубайс более осторожен, но, судя по той наглости, с которой он вопреки всем и вся протаскивает свою псевдореформу энергетики, подминает СМИ, заручается поддержкой Запада, его президентские амбиции уже не кажутся бредом сумасшедшего (во всяком случае, в определенных кругах).
Если еще год назад, несмотря на продолжающуюся войну в Чечне, гибель "Курска", скандал с НТВ, пожар в Останкино и прочие дестабилизирующие обстоятельства, сомневаться в прочности позиций Путина не приходилось, то сейчас в общественном настроении явно что-то переломилось. Не сразу, не вдруг, а постепенно накопились вопросы, недоумение, сомнения, потому что за красивой, правильной патриотической риторикой мы не видим столь же решительных и необходимых действий. Кадровая революция захлебнулась, новая дееспособная команда так и не создана. Вместо проведения самостоятельного внешнеполитического курса мы вдруг снова увидели какое-то заигрывание с Западом, сдачу позиций по ПРО, неоправданно жесткое продавливание через карманную Думу целого ряда сомнительных по содержанию, но угодных Западу законов как раз накануне саммита в Генуе. Наконец, апофеоз экономической политики – рассматриваемый проект бюджета на 2002 год. Что дальше? Кредит народного доверия тоже имеет свои пределы.