Европейская дудка завораживает российские власти

Читать в полной версии →
Не следует забывать, что мы живем в России, где даже самые благие европейские намерения могут завести совсем не в европейские кущи

В середине лета в Москве прошло заседание Европейского делового клуба, на котором обсуждались итоги годичного пребывания Путина у власти с точки зрения изменения инвестиционного климата в России. Вроде бы рутинное мероприятие, ничего особенного, но на определенные размышления все же наводит. Первое, что бросилось в глаза, – четкая, по-хозяйски уверенная постановка вопроса: похвалили за успехи, указали на недостатки, наметили дальнейшие шаги. И все это в обращении не к кому-нибудь, а напрямую к президенту РФ. Такое впечатление, что собирались не европейские бизнесмены, занимающие определенную нишу в российской экономике, а, как минимум, расширенный состав российского правительства. Впрочем, может, так оно и есть.

Плохо это или хорошо – время покажет. Но факт остается фактом: все то, о чем говорится на заседаниях различных европейских, американских клубов и на прочих кулуарных посиделках за бутылкой виски, наши "гиганты либеральной мысли" один в один "втюхивают" потом президенту, а заодно и российскому обществу в виде правительственных стратегических и среднесрочных программ развития.

Здесь мы не собираемся давать пристрастные оценки, рвать на груди тельняшку и говорить, что выводы и предложения европейцев однозначно плохи. Наоборот, всем заинтересованным лицам и организациям мы должны быть благодарны за советы. Кстати, многие из них весьма и весьма полезны. Дело в другом. Просто нам кажется несколько странным, что оценки и пожелания западных бизнесменов имеют столь высокую степень идентичности с оценками и планами российского правительства. Впрочем, судите сами.

Европейский деловой клуб с чувством глубокого удовлетворения отметил, что за то время, пока Путин находится у власти, политическая и экономическая ситуация в стране стабилизировалась, законодательное поле выровнялось, российское государство стало сильнее. Все это, несомненно, будет способствовать более четкому соблюдению прав инвесторов и повышению правовой культуры в бизнесе. Отрадные сдвиги произошли в отношении сбалансированности бюджета и повышения уровня бюджетной дисциплины. Вместе с тем европейский бизнес считает, что существующее инфляционное давление может быть уменьшено путем смягчения валютного регулирования, включая отмену или уменьшение требования обязательной продажи 75%-ной валютной выручки. Оказывается, наше правительство тоже так считает. Центробанк, правда, ерепенится, но это уже мелочи.

Одновременно европейские деловые круги напоминают, что и низкий уровень инфляции, и прогнозируемый благоприятный обменный курс, и сбалансированный бюджет – это необходимые, но недостаточные условия для инвестиций и роста: "Манипуляции обменным курсом в любой стране и в любом направлении вряд ли могут способствовать стабильному экономическому росту". В этой связи у европейцев вызывают обеспокоенность высказывания на высоком уровне о том, что приток иностранного капитала и реинвестиция российского капитала имеют второстепенную важность и не только не стимулируют экономический рост, а даже препятствуют ему: "Мы надеемся, что эти высказывания не отражают точку зрения президента России".

Что хорошо: налоговая реформа с введением более низкой ставки общего социального налога, сокращением подоходного налога до 13% и улучшением налога на прибыль предприятий. Отмена большей части особых налоговых постановлений, отмена налога с оборота, равно как и отмена НДС на торговлю между странами СНГ, тоже явились долгожданными положительными изменениями. Сокращение налога на прибыль до 24% и сокращение налогооблагаемой базы на сумму расходов на рекламу, обучение и проч. – делает налоговую систему конкурентоспособной с точки зрения инвесторов. "В то же время, европейские деловые круги надеются, что правительство РФ сможет вернуться к вопросу 50% освобождения от налога на прибыль для инвесторов". Они считают, что финансовая ситуация для приятия такого решения сейчас благоприятна. Мировая практика доказала, что эта мера является достаточно эффективной для увеличения инвестиций, а Россия остро нуждается в восстановлении своих производственных мощностей и совершенствовании инфраструктуры.

А вот еще одно весьма примечательное замечание. Знаете, что, оказывается, значительно улучшило репутацию России на Западе и укрепило уверенность европейского бизнеса в том, что российское правительство будет продолжать реформы? А то, что, несмотря на переговоры по вступлению России в ВТО (когда, по идее, нужно было бы максимально защищать внутренний рынок), не были не только отменены, но и даже отложены мероприятия по сокращению ставок таможенных сборов. (Что было бы, во-первых, логично, а во-вторых, полностью бы соответствовало интересам России.)

Естественно, горячо приветствуется скорейшее принятие в полном объеме Земельного кодекса, жилищно-коммунальная реформа, а также любые, и желательно самые решительные меры по дебюрократизации и дерегулированию экономики: "В общем, мы наблюдали явные улучшения в заявлениях и действиях правительства, и Европейский деловой клуб смог принять участие и оказал влияние на подготовку законодательных реформ".

Как видим, для того чтобы иностранный бизнес чувствовал себя в России как дома, сделано много, но пока еще далеко не все. И теперь поговорим о том, что нам, то есть нашему правительству еще предстоит сделать.

Европейские деловые круги совершенно справедливо полагают, что "для гарантии продолжения экономического роста необходимы структурные реформы и дерегулирование в экономической области". (Мы тоже так думаем.) Но еще важнее – судебная реформа, так как она влияет не только на экономику, но и создает основные условия для функционирования гражданского общества. Все вместе это должно значительно повысить степень уверенности населения в завтрашнем дне, что приведет к "росту сбережений, конкуренции в стремлении получить лучшее образование, более предсказуемому и стабильному экономическому поведению людей". По мнению западных бизнесменов, судебная реформа – это область, где в последнее десятилетие произошло сравнительно меньшее количество реформ и где степень доверия общества к системе находится на самом низком уровне. Поэтому "программа реформ, подготовленная администрацией президента, заслуживает всесторонней поддержки со стороны иностранного бизнеса, и мы надеемся, что она будет принята в самые кратчайшие сроки". (Уже выполняется.)

Европейские предприниматели еще раз подчеркнули, что "бизнес должен быть освобожден от тяжкого бремени чрезмерной бюрократии". Поэтому российскому правительству было предложено в кратчайшие сроки предпринять следующие необходимые меры по дерегулированию экономики: сокращение прав ряда государственных структур на произвольные проверки предприятий; ограничение полномочий ряда органов, контролирующих экономическую деятельность; упрощение порядка получения от государственных органов разрешений на инвестирование. А также: упрощение процедуры открытия и закрытия компаний и предприятий; либерализация валютного законодательства, в особенности для прямых и портфельных инвестиций в Россию и для банковской системы. (Уже делается.)

Так уж сложилось, что и на Западе, и у нас, придают особо важное значение структурным реформам в области естественных монополий, пенсионной системы и жилищного фонда. По нашему общему мнению, пенсионная система должна стать более прозрачной, а ее реформа должна стимулировать постепенное развитие частных пенсионных фондов, "которые в международной практике доказали свою эффективность в использовании сбережений для инвестиций в целях поддержки экономического роста". Что касается реформы ЖКХ, то, с точки зрения западного бизнеса, она необходима для поощрения инвестиций в частное строительство и энергосберегающие технологии, а также для уменьшения бюрократического бремени.

По мнению европейских деловых кругов, "успешные реформы естественных монополий в области железнодорожного транспорта, газа, энергетики и отопления повысят общий уровень эффективности российской экономики и создадут условия для привлечения инвестиций в эти отрасли". Все верно, если в теории, но вовсе не факт, что это случится у нас в России на практике, потому что надо еще посмотреть, какие цели преследуют разработчики этих реформ, а кроме того, одним из основных условий западные бизнесмены называют изменение тарифов – естественно, в сторону их повышения. Однако деловой Запад все же стремится остудить те горячие головы, которые в реформаторском раже готовы были все естественные монополии разнести в пух и прах: "Принимая во внимание особое положение этих секторов в российской экономике, задача повышения эффективности, сокращения затрат, увеличения прозрачности и создания условий для конкуренции должна решаться с осторожностью, чтобы не ставить под угрозу и держать под контролем нормальное функционирование этих инфраструктурных систем и во время переходного периода". Ведь для создания условий эффективной конкуренции еще неизвестно, что лучше – распределение функций сегодняшних естественных монополий между их конкурентоспособными подразделениями и компаниями или создание благоприятных условий для прихода в эту отрасль новых успешных компаний. Нужно также серьезно задуматься, говорят европейцы, над вопросом рациональности и эффективности создания региональных монополий вместо федеральной монополии, в чем мы абсолютно с ними согласны.

И еще одно совершенно справедливое замечание: "Основная задача во всех сферах естественных монополий – привлечение новых инвестиций для улучшения бедственного, а порой и катастрофического состояния старого оборудования, оснащения и сетей. Особенно это касается энергетики и отопления". В этой связи российскому правительству и отраслевым компаниям предлагается подготовить конкретный план для привлечения в сектор естественных монополий местных и иностранных инвесторов, как в форме прямых инвестиций, так и через фондовые рынки.

В этом контексте, отмечают далее европейцы, может быть полезным проведение грани между группами прямых иностранных инвесторов, прямых местных инвесторов и портфельных инвесторов, так как их интересы и оценки необходимой реструктуризации могут сильно отличаться. "Помимо этого, было бы полезно изучить возможности привлечения опытных иностранных бизнесменов к работе естественных монополий на уровне членов правления и верхнего звена руководства". (Без комментариев.)

Далее нам предстоит повести решительную борьбу с нарушениями прав интеллектуальной собственности, которые в России нередки.

Помимо вышеперечисленных, уже согласованных сфер деятельности, где российскому правительству просто рекомендовано "поднажать", есть масса "сырых" проблем, которые предстоит доводить до ума, т.е. где с российским правительством еще предстоит продуктивная работа. Имеются в виду прежде всего соглашения о разделе продукции (СРП), введение международных стандартов бухгалтерской отчетности, либерализация валютного законодательства, условия вступления России в ВТО.

Мы не сомневаемся, что все намеченное Европейским деловым клубом будет выполнено в срок или даже с опережением графика, однако не следует все же забывать, что мы живем в России, где даже самые благие европейские намерения могут завести совсем не в европейские кущи.

Павел ЗИМИН |
Выбор читателей