С экономической точки зрения Россия, безусловно, заинтересована в сохранении старой системы ПРО, поскольку любая модернизация, навязанная нам американцами, разорительно скажется на неокрепшей российской экономике. Сокращение стратегических наступательных вооружений также лежит в сфере экономических интересов России, поскольку устаревающий со временем ядерный потенциал тяжелым, а главное, бесполезным бременем лежит на федеральном бюджете. Уступки по вступлению Росси в ВТО также могут быть достигнуты благодаря новому уровню двусторонних отношений с США. Наконец, полная и безоговорочная поддержка Россией антитеррористической операции в Афганистане дает немало дополнительных козырей для формирования более благоприятной конъюнктуры на переговорах по урегулированию внешнего долга.
Главным пунктом разногласий, как и ожидалось, стала проблема ПРО. Сложность в достижении компромисса заключается в том, что и Буш, и Путин, предлагая диаметрально противоположные варианты решения данной проблемы, связывают с ними слишком глобальные планы и надежды, от которых не так-то просто отказаться. Отказ равнозначен поражению и потере лица. Россия, как известно, хочет сохранить прежний формат договоренностей. По словам Путина, имеющийся договор от 1972 года можно достаточно гибко использовать для совместных усилий с целью повышения безопасности как России, так и США. Буш, напротив, считает, что этот договор безнадежно устарел: "Тогда наши страны были врагами, но это в прошлом. Нам же нужно двигаться вперед. Я рассматриваю Договор по ПРО как документ, за рамки которого мы должны выйти, и я дал это ясно понять президенту Путину".
Так что пока разногласия по этому документу остаются, однако, по мнению председателя комитета ГД по международным делам Дмитрия Рогозина, нельзя не учитывать, что та система, о формировании которой американцы ведут речь, не может быть даже сегодня испытана. Сейчас американский президент находится в сложной ситуации, на него оказывают давление различные политические и военные круги, но он все же сделал заявление об отказе от одностороннего выхода из договора по ПРО 1972 года. Это еще не успех, но начало компромисса в интересах России, потому что еще полгода назад были все основания считать, что США окончательно и бесповоротно намерены в одностороннем порядке выйти из этого договора. Как подтвердил саммит, американская сторона готова учесть нашу озабоченность и продолжить диалог по этому вопросу.
Президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов уверен в том, что наиболее заметные подвижки прошедший саммит принесет в экономической сфере: США в течение первой половины 2002 года признают Россию страной с рыночной экономикой, будет отменена поправка Джексона – Веника, Россия получит американскую поддержку на переговорах по вступлению в ВТО, что позволит обеспечить недискриминационные, стандартные условия вступления России в эту международную организацию. Понятно, что в ходе одного визита такие проблемы, как, например, отмена поправки Джексона – Веника в пожарном порядке не решаются, но многие аналитики надеются, что в начале следующего года конгресс США изменит свое законодательство и данная поправка будет отменена.
Несмотря на промежуточную победу над "Талибаном" и взятие Кабула, исход операции в Афганистане предсказать пока трудно, поэтому, если США увязнут в этой войне, Россия им будет нужна в качестве стратегического партнера. Это еще один рычаг влияния и поле для компромисса. Многие ожидают, что уже до весны Белый дом пойдет на ряд уступок России, в частности по сокращению наступательных вооружений.
Лидер СПС Борис Немцов считает, что экономические итоги российско-американского саммита не ограничиваются только проблемами СНВ, ПРО, возможной поддержкой по вступлению России в ВТО и отменой дискриминационной поправки Джексона – Веника. По его мнению, общее потепление отношений между нашими странами позволит решить ряд застарелых проблем. Например, продолжает действовать ограничение на запуск американских спутников с российских космодромов, из-за чего Россия теряет сотни миллионов долларов, существует множество ограничений, например, на торговлю сталью, из-за чего страдают российские производители. Необходимо также открыть канал инвестиций, разморозить программу Эксимбанка США, которая несколько лет назад была заморожена из-за событий в Чечне. Следует также добиться заключения прямых частных инвестиционных проектов, прежде всего в энергетике, перерабатывающей промышленности, в сфере коммуникаций и сельскохозяйственном производстве. Осуществление 5-7 таких крупномасштабных инвестиционных проектов могло бы продвинуть российско-американские отношения гораздо дальше, чем проведение бесконечных раутов и дебатов.
Любое дело можно оценивать по крайней мере с двух точек зрения – "либо стакан наполовину полон, либо наполовину пуст". Если большинство наблюдателей склоняется к оптимистическим оценкам визита, то с левого фланга раздается суровая критика. Например, Геннадий Зюганов опасается, что в ходе келейных переговоров Путин мог дать согласие на расширение НАТО за счет бывших республик СССР или на односторонний выход США из договора по ПРО. Лидер коммунистов считает, что, по сути, идет стратегическая капитуляция правящей группировки России перед Западом: Путин с легкостью, граничащей с безответственностью, ведет к ликвидации ядерного щита, который даже после 10 лет развала экономики и армии обеспечивает безопасность России и ее статус великой державы. Судьбоносные для России решения вновь принимаются без консультаций с парламентом и основными политическими силами, без широкой общественной дискуссии и вопреки мнению народа России. Зюганова тревожит, что эти уступки делаются под очередное устное обещание американской стороны сократить ядерные силы США, хотя всем очевидно, что никаких должным образом оформленных международных обязательств американцы брать на себя не желают. США сохраняют мощный военно-промышленный комплекс и в состоянии быстро нарастить свои ядерные силы, а "разоруженческие" планы господина Путина прямо открывают Америке путь к созданию национальной системы противоракетной обороны, что окончательно разрушает баланс сил в мире. После закрытия военных российских баз на Кубе и во Вьетнаме российское руководство может пойти и на передачу Курильских островов Японии, и на создание натовских баз не только в Средней Азии, но и в Прибалтике, на Украине, и на агрессию против братского народа Белоруссии.
И все же, возвращаясь к итогам саммита, следует подчеркнуть, что бесспорным плюсом явилось достижение принципиальных договоренностей в торгово-экономической сфере. Может быть, кому-то покажется, что во всем этом слишком мало конкретики и слишком много общих слов, но, по мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, конкретных договоренностей пока и быть не могло. Слишком велик разрыв в экономических потенциалах двух стран. России пока просто нечего просить за поддержку США в Афганистане, однако мы получили иной выигрыш – более терпимое и более благожелательное отношение к нам со стороны руководства США. Сегодня из-за длительного проведения неадекватной экономической политики политическая стабильность в России начинает вновь напрямую зависеть от внешних займов и реструктуризации внешнего долга. И вот тут как раз терпимое отношение США становится значимым политическим активом Путина.