Павел Зимин: Евгений Петрович, Вы получили известность как политик, который в своей депутатской практике во главу угла ставит государственный интерес. Только за последнее время Вами выдвинут целый ряд законопроектов, касающихся в основном нефтяной отрасли, которые могут наделать много шума. С чем связан интерес именно к "нефтянке"?
Евгений Ищенко: Я давно интересуюсь этой проблемой, тем более что избирался в Волгограде, то есть на территории, где активно работает компания "ЛукОЙЛ". Край у нас, прямо скажем, не самый нефтеносный, но, тем не менее, прибыль "ЛукОЙЛа" от ее добычи раза в полтора превышает бюджет всей Волгоградской области, который составляет чуть более 9 млрд рублей. При грамотной налоговой политике с таким нефтяным ресурсом очень многие проблемы региона могли бы быть достаточно легко решены, но этого не происходит. Финансовые поступления (в виде налогов с нефтяных компаний) в область не поступают, зато избирательные кампании, в том числе и губернаторские, финансируются исправно теми же нефтяниками. Такая же картина наблюдается и в Томской области, где хозяйничает "ЮКОС", да и в других областях. Убежден – топливно-сырьевые ресурсы, особенно такие, как нефть и газ, должны использоваться в интересах всего народа и государства, а не в интересах кучки нефтяных воротил, как это происходит сейчас в России. Почему такое стало возможным? Потому что нефтяные компании имеют серьезное лобби в правительстве, Думе и других органах власти. За многие годы лоббирования им удалось свести уплату налогов к минимуму. Приведу только один пример. Известно, что у нас в стране отсутствует свободный рынок нефти, а большинство крупных нефтяных компаний вертикально-интегрированы. Это значит, что внутри компании между "дочками" применяются заниженные внутрикорпоративные, или так называемые трансфертные цены, которые отличаются от рыночных цен где-то в два, три, иногда в четыре раза. Соответственно, настолько же снижается и налогооблагаемая база. Получается, что вся страна платит налоги, исходя из нового Налогового кодекса, а "бедные" нефтяники платят в несколько раз меньше. Отмечу, что такая недоплата бьет в первую очередь по региональным бюджетам, которые и так испытывают катастрофический дефицит средств. Поэтому и родилась идея внести изменения в статью 40 части первой Налогового кодекса РФ, которые исключали бы возможность применения трансфертных цен нефтяными и металлургическими компаниями для занижения налоговых поступлений в первую очередь в бюджеты регионов.
П.З.: Но, помнится, эта тема не так давно уже звучала, и кроме шума в прессе ничего не последовало.
Е.И.: Совершенно верно, мы не впервые ставим эту проблему. Примерно полтора года назад 102 депутата Госдумы уже обращались к президенту со специальным письмом, которое, кстати, было опубликовано в печати. На это письмо президент наложил соответствующую резолюцию, адресованную руководителям налоговых органов Букаеву и Солтаганову, с требованием немедленно разобраться и "предложить конкретный план по безусловному соблюдению интересов государства". Но все бесполезно. Чиновники умудрились даже резолюцию президента положить под сукно, заболтать. Я надеюсь, что мы сможем реанимировать этот вопрос и снова вывести его на уровень президента. Сейчас над этим работает большая инициативная группа депутатов.
П.З.: Порядок в налогообложении, конечно, наводить надо. Это правильно. А вот что касается инициативы внести на рассмотрение Думы проект федерального закона "О введении государственной монополии на экспорт отдельных товаров" – не слишком ли радикально? Там, насколько я понимаю, речь тоже идет в основном о топливно-энергетических ресурсах?
Е.И.: На самом деле, слишком радикальным было, пожалуй, решение о приватизации нефтяной отрасли, а госмонополия на экспорт – это всего лишь суровая необходимость и, скорее, реакция на тяжелое положение в народном хозяйстве. Нефть – это ресурс, который принадлежит всему обществу, а сверхприбыли, которые приносит ее добыча, – не есть заработок в результате какой-то творческой деятельности или предпринимательского таланта. Тем более экспорт. Ведь нефть – это тот товар, который продает себя сам, а прибыль идет тому, кто просто имеет доступ к Трубе. И разве справедливо, когда государство и вся остальная экономика являются в данном случае лишь приложением к нефтяному бизнесу? Наоборот, приоритет в распределении прибыли от экспорта должен отдаваться в первую очередь государству. Но поскольку никакой предприниматель просто так деньги не отдаст, государство должно законодательно регулировать этот процесс. Например, во многих странах существует система "рентных платежей", которая позволяет перераспределять природные богатства более справедливо. Мы внесли закон о рентных платежах, чтобы эту сверхприбыль можно было отдавать государству. Мы также внесли уже упомянутые поправки к статье 40 Налогового кодекса, где предлагаем методику определения цены на нефть. Если наши предложения пройдут, то мы сумеем наш бюджет раза в полтора увеличить точно.
Теперь, я считаю, самое время вводить государственную монополию на экспорт отдельных товаров: нефть и газовый конденсат, природный газ, автомобильный бензин, дизельное топливо, цветные металлы, руда черных металлов, черные металлы, деловая древесина – те товары, которые котируются на мировых биржах. 98% нашего экспорта – это сырье. Государство, упустив контроль над этой сферой, очень много потеряло, а попросту – стало нищим, не может содержать армию, помогать неимущим. Депутаты приходят в Думу и гадают: отнять у глухого и дать слепому – или наоборот. А рядом сидят люди, которые просто делят миллиарды. Это несправедливо.
Сейчас подавляющая часть выручки от экспорта сырьевых товаров, являющихся основой российского экспорта, принадлежит приватизированным нефтяным компаниям, металлургическим заводам, а также многочисленным посредническим фирмам. При экспорте указанных товаров имеет место систематическое искажение их экспортной стоимости. Это делается для того, чтобы скрыть от налогообложения часть прибыли, уменьшить выплаты пошлин – словом, обмануть государство. Обман шит белыми нитками, потому что темпы роста объемов выплаченных экспортерам компенсаций по НДС существенно превышают динамику российского экспорта. С учетом того, что экспорт сырьевых товаров вот уже долгое время сохраняет высокую рентабельность, а страна нуждается в дополнительных доходах для проведения инвестиционных программ, активной социальной политики, увеличения трансфертных платежей в регионы, мы и предложили законопроект, вводящий государственную монополию на экспорт ряда основных сырьевых товаров.
В соответствии с законопроектом, экспорт этих товаров будет осуществляться исключительно через специализированные государственные унитарные предприятия федерального уровня. Данные предприятия будут заключать договоры комиссии со всеми организациями, имеющими контракты на поставку монопольных товаров за рубеж. Цены по экспорту не могут составлять менее 80% от среднемировых биржевых. Минимальные экспортные цены на монопольные товары устанавливает правительство. Оно также регулирует размер комиссионного вознаграждения и размер той части прибыли государственных унитарных предприятий, которая должна быть перечислена в федеральный бюджет.
П.З.: А насколько эффективно смогут работать эти унитарные предприятия? Где гарантия, что не начнется снова разворовывание, бесхозяйственность?
Е.И.: Что касается эффективности, приведу один маленький пример. У нас есть государственная нефтяная компания "Роснефть", которая в прошлом году показала больше миллиарда долларов прибыли. Это больше, чем у "ЛукОЙЛа". И налогов "Роснефть" заплатила больше, чем "ЛукОЙЛ", который добывает, по-моему, в 4 или 5 раз больше, чем "Роснефть". Кстати, такая же картина наблюдается и по совместной российско-вьетнамской государственной компании "Соввьетпетрол". Это об эффективности. Теперь о контроле. В целях обеспечения контроля законопроект предусматривает создание на государственных унитарных предприятиях наблюдательных советов, в состав которых будут входить представители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, налоговых органов, Счетной палаты, а также представители администрации региона, где данное предприятие зарегистрировано.
П.З.: А как насчет ущемления интересов бизнеса?
Е.И.: Интересы добросовестных экспортеров ущемлены не будут, потому что они смогут беспрепятственно поставлять товары за пределы таможенной территории через специализированные государственные предприятия. А ущемлять интересы жуликов – это, как мне кажется, прямая обязанность государства. Зато введение предлагаемого механизма позволит обеспечить дополнительные доходы федерального бюджета за счет увеличения стоимостного объема экспорта, а также существенно уменьшить объем возмещаемого НДС. Еще раз подчеркну, сейчас положение очень тяжелое, поэтому надо действовать в интересах всей экономики, всего общества, а не в интересах кучки нефтяных магнатов. Кстати, очень многие – и депутаты, и правительственные чиновники, и даже высший менеджмент нефтяных компаний – поддерживают наш законопроект, но, что характерно, исключительно в кулуарах.
П.З.: Насколько можно видеть, второй законопроект – "Об особом правовом статусе на территории РФ оффшорных компаний" – находится в жесткой логической связке с первым, о котором мы только что говорили. Расскажите об этом подробнее.
Е.И.: Ни для кого не секрет, что основным инструментом для ухода от налогов при осуществлении экспортно-импортных операций является создание оффшорных компаний. Часто это бывают компании-однодневки, рассчитанные на одну-две крупные сделки, после чего, не заплатив налоги, они исчезают, чтобы затем вновь воскреснуть – уже под другим именем и в другом месте. Через оффшорные компании осуществляется также незаконный отток за рубеж валютных средств, в частности, валютной выручки от экспорта российских товаров. Они также активно используются как финансовые прачечные для отмывания грязных денег. Да что говорить, у нас вся крупная собственность оформлена на оффшоры. И концов не найдешь, потому что одними оффшорами владеют другие оффшоры, и так далее до бесконечности, пока следы истинных владельцев денег не растворятся в тумане. Во всех цивилизованных государствах давно уже введен режим ограничения деятельности оффшорных компаний. А наше государство, которое больше всех заинтересовано в прозрачности своей экономики, никак не может с этим справиться. Я считаю, что в целях предотвращения ущерба, который наносит российской экономике деятельность оффшорных компаний, надо принять специальный закон, который ограничивал бы их деятельность в России исключительно производством товаров, работ и услуг. При этом надо запретить оффшорным компаниям осуществлять экспортно-импортные и валютные операции, участвовать в приватизации государственного и муниципального имущества, иметь в собственности акции открытых акционерных обществ. Последнее ограничение целесообразно ввести для обеспечения прозрачности реестра акционеров открытых АО. Такова вкратце суть предлагаемого законопроекта.
П.З.: Но ведь многие оффшоры уже являются владельцами крупной собственности на территории РФ. Как же быть с ними?
Е.И.: Законопроект предусматривает, что в течение шести месяцев со дня вступления его в силу оффшорные компании обязаны продать принадлежащие им акции российских компаний. Кроме того, принятие законопроекта будет стимулировать оффшорные компании перерегистрироваться в качестве резидентов Российской Федерации, тем более что налоговая нагрузка в России сейчас существенно снизилась.
П.З.: Какова судьба этих законопроектов? В какой стадии рассмотрения они сейчас находятся? Удастся ли их провести через Думу?
Е.И.: Сейчас они находятся на стадии внесения на рассмотрение и, скорее всего, будут рассмотрены Думой на весенней сессии. Дело в том, что процедура прохождения законопроектов достаточно длительная и сложная, да и сопротивление лоббистов, надо признать, весьма серьезное. Слишком большие интересы могут быть затронуты, и слишком разные люди заседают у нас в Думе. Но я убежден в одном – проблема назрела, и ее надо ставить открыто и честно.