Причиной столь низкой "отдачи" от политических шагов Хусейна стало само положение Ирака на рынке и сравнительно невысокая (2 млн барр./сутки) его доля от общемирового объема поставок. В результате, хороший подарок получили рыночные спекулянты, что же касается реальных поставок, то здесь ничего не изменилось, и вряд ли изменится.
Одним словом, говорить о возможности кризиса, подобного произошедшему в 70-е годы, когда также по политическим причинам арабские страны объявили нефтяной бойкот Западу и Израилю, пока нет оснований. Сегодня ситуация такова, что далеко не все крупнейшие арабские нефтедобытчики готовы лишиться притока нефтедолларов во имя абстрактной всеарабской солидарности. Даже если к действиям Ирака присоединятся другие участники нефтяного рынка, как, например, Иран, недостающие поставки восполнят другие государства. Проамерикански настроенные Саудовская Аравия, Кувейт и др. располагают технологическими возможностями, а главное - желанием достаточно быстро нарастить поставки. Более того, США располагают достаточно высокими нефтяными резервами, которые позволят им сглаживать колебания мировых цен, вызванные политическими демаршами.
Выпад Ирака пришелся весьма кстати для ОПЕК. Картель, находящийся в режиме добровольно возложенных на себя ограничений по экспорту, получил хороший повод их обойти и воспользоваться благоприятной конъюнктурой. Учитывая сохранение цен на достаточно высоком уровне, члены организации давно искали корректный повод официально нарастить экспорт. Сейчас он назревает сам собой.
Так, глава ОПЕК Али Родригес, пугая возможным глобальным экономическим кризисом, спровоцированным Ираком, заявил, что предпримет соответствующие меры для поддержания стабильности на рынке. Нетрудно догадаться, что это будут за меры.
Надо заметить, что Багдад рискует создать себе серьезные проблемы. Помимо того, что население Ирака может столкнуться с перебоями в поставках продовольствия в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие", Хусейна ожидают и другие беды. Как известно, одним из обстоятельств, сдерживающих военную акцию США против Ирака, является недостаточная оценка ее последствий для американцев, выраженных в реакции на удары со стороны нефтяного рынка. Сейчас же спровоцированная Багдадом ситуация позволяет оценить реакцию рынка на прекращение иракских поставок и поведение других ближневосточных нефтедобытчиков. Первые дни "нефтяной блокады" показали, что рынок не впал в глубокую панику и пережил случившееся относительно спокойно. Что касается других стран, то они не только не выразили желание присоединиться к действиям Ирака, а, наоборот, продемонстрировали готовность увеличить поставки.
Можно говорить о том, что до масштабного нефтяного кризиса далеко. Хотя, конечно, это не означает, что в ближайшее время на рынке будет абсолютно спокойно.