Традиционно шаман – это мужчина, хотя принципиальных препятствий нет и для женщин. Более того, некоторые шаманы-мужчины даже духовно изменяют свой пол и выбирают себе супруга среди мужчин. Человек становится шаманом или по наследству, или в результате сложной естественной инициации, как правило, тяжелой болезни, во время которой он находится на грани жизни и смерти, однако излечивается благодаря своей силе. Источником этой силы считается дух-хранитель, представляющий собой, как правило, тотемное животное, реже – тотемное антропоморфное существо.
Вслед за естественной инициацией следует обучение под руководством более опытного шамана и второе посвящение, представляющее собой ритуал символического расчленения, смерти и воскрешения. В некоторых случаях деревенские жители воспринимают шамана именно как призрака.
С шаманизмом связано немало легенд, домыслов и вымыслов. Сибирский шаманизм был почти полностью уничтожен в результате антирелигиозных репрессий советского правительства: у "колдунов" отбирали ритуальные принадлежности, запрещали камлать, уничтожали физически. Однако именно в этом время началось активное изучение шаманизма советскими учеными-этнографами. За годы гонений многие музейные коллекции пополнились атрибутами, сделано множество снимков последних сибирских шаманов, записаны их рассказы, описаны техники камланья. С 50-х годов XX века интерес к шаманизму возник в Западной Европе и Америке, и на данный момент западными специалистами проведено немало исследований. А в 90-х годах началось возрождение шаманизма в Сибири: там вновь появились практикующие шаманы, а республики Бурятия и Тува признали шаманизм национальной религией.
Объекты культа стали предметом исследования ученых Бурятского автономного округа. Там начаты учет и картографирование памятников языческой культуры, и на данный момент, по словам директора филиала регионального центра сохранения историко-культурного наследия Юрия Башланова, только в Эхирит-Булагатском районе выявлено и обследовано 137 мест, где когда-либо производились камланья. Интересно то, что помощь в этой работе ученым оказывают старожилы окрестных селений и даже сами шаманы.