Шаманы возвращаются...

Читать в полной версии →
На протяжении многих тысячелетий шаманы развивали сложнейшую культуру пантеизма – религии обожествления природы. Сегодня этнографы снова вспомнили о сибирских шаманах

Шаманизм (от тунгусского saman) существует не менее 20 тыс. лет и давно заслуживает пристального внимания исследователей. Он представляет собой одну из самых древних, если не самую древнюю систему целительства в мире. Основана система на том, что посвященный, осуществляющий обряд изгнания духа болезни, впадает в исступленное состояние сознания и черпает силу из открывающихся ему при этом источников. Не мудрено, что шаманизм так часто путают с колдовством и магией. Сходства добавляет и то, что шаманизм предназначен не только для целительства, к нему прибегают для гадания, обеспечения хорошей охоты и процветания племени или деревни. Другое расхожее мнение заключается в том, что все, без исключения, шаманские техники ставят непременным условием камланья использование разного рода галлюциногенов. Наркотиками пользуются не все. Но что действительно верно, так это отчуждение шаманов от повседневной жизни их общин.

Традиционно шаман – это мужчина, хотя принципиальных препятствий нет и для женщин. Более того, некоторые шаманы-мужчины даже духовно изменяют свой пол и выбирают себе супруга среди мужчин. Человек становится шаманом или по наследству, или в результате сложной естественной инициации, как правило, тяжелой болезни, во время которой он находится на грани жизни и смерти, однако излечивается благодаря своей силе. Источником этой силы считается дух-хранитель, представляющий собой, как правило, тотемное животное, реже – тотемное антропоморфное существо.

Вслед за естественной инициацией следует обучение под руководством более опытного шамана и второе посвящение, представляющее собой ритуал символического расчленения, смерти и воскрешения. В некоторых случаях деревенские жители воспринимают шамана именно как призрака.

С шаманизмом связано немало легенд, домыслов и вымыслов. Сибирский шаманизм был почти полностью уничтожен в результате антирелигиозных репрессий советского правительства: у "колдунов" отбирали ритуальные принадлежности, запрещали камлать, уничтожали физически. Однако именно в этом время началось активное изучение шаманизма советскими учеными-этнографами. За годы гонений многие музейные коллекции пополнились атрибутами, сделано множество снимков последних сибирских шаманов, записаны их рассказы, описаны техники камланья. С 50-х годов XX века интерес к шаманизму возник в Западной Европе и Америке, и на данный момент западными специалистами проведено немало исследований. А в 90-х годах началось возрождение шаманизма в Сибири: там вновь появились практикующие шаманы, а республики Бурятия и Тува признали шаманизм национальной религией.

Объекты культа стали предметом исследования ученых Бурятского автономного округа. Там начаты учет и картографирование памятников языческой культуры, и на данный момент, по словам директора филиала регионального центра сохранения историко-культурного наследия Юрия Башланова, только в Эхирит-Булагатском районе выявлено и обследовано 137 мест, где когда-либо производились камланья. Интересно то, что помощь в этой работе ученым оказывают старожилы окрестных селений и даже сами шаманы.

Ирина ОРЕНИНА |
Выбор читателей