Население Китая уже давно распределяется по всему миру, создавая в городах всех континентов земного шара "чайнатауны". Везде китайцы славятся своим трудолюбием и неприхотливостью, позволяющими им одерживать победу в конкуренции с представителями других наций. Однако ни в США, ни в других странах, куда эмигрируют представители самого репродуктивного народа Земли, "желтая угроза" не ощущается так остро, как в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России.
Живя за закрытыми с 1917 года границами, жители Владивостока и Хабаровска даже не представляли себе, что может случиться так: тысячи мигрантов, приезжающих из-за южной границы, сядут почти в буквальном смысле им на голову, вытеснив исконных жителей Сибири с рабочих мест. Во всяком случае, так проблема представляется большинству населения восточной части РФ.
С другой стороны, в условиях нехватки рабочей силы на Дальнем Востоке привлечение сезонных рабочих из Китая может оказаться важным шагом в формировании экономической политики. Ученый секретарь Института Дальнего Востока Анатолий Козлов считает, что наша страна могла бы регулировать приток китайцев из бедных северных провинций Поднебесной в своих интересах. Так, власти Владивостока несколько лет назад пошли на троекратное увеличение числа иностранных рабочих на городских строительных и производственных объектах.
Однако контроль за притоком иностранцев возможен только для легально обращающихся за визами. Основная проблема заключается в потоке нелегалов. Данные по количеству находящихся в России китайцев сильно варьируются. Министерство внутренних дел заявляло, что китайская диаспора составляет около 2 млн человек. Между тем, по данным независимого исследования московского Карнеги-холла, можно говорить только о цифрах в 250 тысяч.
Разница очевидна. Два миллиона (а, по некоторым утверждениям, не два, а все пять!) – количество, сопоставимое с уровнем населенности дальневосточного края. То есть лет через 20-30 при таких темпах роста миграции китайцев в регионе может оказаться больше, чем российских граждан. Конечно, опасения, что, в таком случае, население Дальнего Востока может проголосовать за отделение от России и присоединение к КНР, не соответствуют действительности, однако сама ситуация заставляет серьезно задуматься.
Несомненно, вопрос о "желтой экспансии" не может быть поставлен однозначно. Однако, как уже писало "Yтро", пока российским правительством не будет выработана грамотная миграционная политика, субъекты федерации будут вынуждены решать проблему путем ужесточения административных мер.
Так, администрация Хабаровского края утвердила план мероприятий по борьбе с незаконной миграцией на 2002-2003 годы. Планом предусматривается совершенствование мер по усилению контроля за соблюдением паспортно-визовых и иных нормативно-правовых актов, связанных с вопросами въезда на территорию края, пребывания и выезда. Кроме того, УВД Хабаровского края должно проанализировать ситуацию с незаконной миграцией и подготовить предложения по привлечению к ответственности предприятий, использующих незаконную рабсилу. По сути дела, регион может превратиться в закрытую для иностранцев область, что нисколько не будет способствовать его экономическому развитию, однако поможет защитить жителей от страхов, связанных китайскими гражданами.
Российские территории для Пекина являются своеобразным клапаном безопасности; примерно так же Мексика снимает давление своего избыточного населения путем миграции в США. Поэтому Китай никогда не пойдет на усиление эмиграционного контроля со своей стороны. Чиновники Поднебесной закрывают глаза на нелегальный вывоз людей за рубеж (между прочим, китайские граждане готовы платить немалый куш за такое путешествие и контрабандисты, провозящие людей, неплохо на них зарабатывают). Более того, официальный Пекин будет всеми силами искать способы облегчения эмиграции, которая становится одним из вариантов решения социальных проблем.
Китайская экспансия, как ни странно, оказалась на пути вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. Едва оказавшись ее членом, КНР начала проявлять недюжинное внимание к условиям, на которых ВТО примет Россию. В январе чиновники Поднебесной затребовали всю документацию по истории переговоров РФ с ВТО и пакет предложений Москвы по доступу на рынок товаров и услуг. А на прошлой неделе, накануне заседания рабочей группы по присоединению к ВТО, вручили свои условия.
В частности, они потребовали снять все ограничения на доступ своей рабочей силы в Россию и полностью уравнять в правах российских и иностранных поставщиков услуг. Собственно, Пекин настаивает на том, чтобы китайцы могли работать без регистрации и лицензий, а также занимать посты, "закрытые" для иностранных граждан, - например, главного бухгалтера предприятия.
Выполнение подобных требований, разумеется, совершенно неприемлемо. По мнению замминистра экономического развития Максима Медведкова, на предъявление условия, касающегося рабочей силы, Пекин пошел только для того, чтобы на этой волне добиться основательного уменьшения пошлин на товары.
Остается только решить, что лучше: заваленные китайскими товарами рынки наших городов (отечественные предприятия тем самым получают ощутимый удар) или переполненные китайцами улицы и обострение национального вопроса.