Сегодня печатный станок приравняют к станку производственному. Делегаты двухдневной конференции должны будут определить, каким способом отечественный медиа-рынок должен будет превратиться в современный, а стало быть доходный. Президент призывает к экономической состоятельности СМИ. Призыв более чем актуальный. Для регионов этот вопрос давно назрел: губернаторы местную прессу недолюбливают, последняя платит им той же монетой. Путин обо всем об этом знает. Вчера он встречался с некоторыми руководителями общефедеральных и региональных СМИ и в числе прочего предложил выйти журналистской братии на прямой диалог с губернаторами.
Президент призвал СМИ самим создать "кодекс чести", т.к. "до сих пор здесь наблюдается определенный дефицит". Формирование на одиннадцатом году демократии этого "кодекса чести" сродни установке на обретение в текущем полугодии национальной идеи. С последней пока не получилось ни через лубочные фильмы о былом величии России, ни через всепобеждающее торжество Большого Спорта. То есть и то, и это нужно, даже очень, но волевым решением даже очень представительного форума на свет не рождается. К тому же, "кодекс чести" применительно к данной профессии – понятие некорректное. Все же, скажем так, очень субъективное это дело – журналистика. Скорее, стоит говорить о правилах игры, которые уже более-менее сложились на отечественном медиа-пространстве – где сами по себе, где по подсказке (наводке) тех же властей. И речь может идти разве что о том, чтобы канцелярским языком эти завоевания закрепить.
Президент указал и на технические аспекты "саморегулирования" СМИ. В частности, неразумно размещать выгодные заказы за рубежом, когда отечественная полиграфия хиреет. Что и говорить – дурное это дело, когда макет журнала "прогоняют" в какую-нибудь Финляндию, которая печатает тираж на глянцевой бумаге (чаще всего сделанной из российской древесины). Однако, мнится мне, что делается это неспроста – себестоимость печати подобного рода изданий как правило дешевле именно за рубежом, да и качество другое. Российское – это, увы, не всегда лучшее. И вряд ли сегодня-завтра наши издатели консолидированно договорятся пользоваться исключительно российскими типографиями.
Путин попросил информационщиков не терять русскоязычную аудиторию, проживающую за пределами России. Стоит отметить, что эта аудитория – не только заложники ситуации с развалом СССР, но и, как бы цинично это ни звучало, инструмент влияния России на наших соседей по СНГ или даже дальнему зарубежью. Государственные СМИ уже не те, что в эпоху СССР, – присутствовавший вчера на встрече Владимир Познер, в свое время работавший на иновещании Гостелерадио СССР, хорошо это понимает. "Окармливать" людей, в силу многих обстоятельств не потерявших глубинной связи с Россией, теперь вправе и независимые от государства СМИ, и государству должно быть не все равно, как они пользуются этим деликатным инструментом. Проблема в том, что подверженность зарубежной аудитории информационному влиянию извне зачастую зависит все же не от СМИ, а от желания местных властей пущать эти СМИ на свой собственный (иногда в прямом смысле слова) медиа-рынок. А это уже вопрос не ОРТ, не "Радио России", а нашего МИДа, администрации президента, самого Владимира Владимировича, наконец.
СМИ должны стать отраслью экономики. Со своими "капитанами" и плановиками. Со своей стратегией и госзаказом. Независимыми и патриотическими в высшем смысле этого слова. Только вот отрасль, как ни крути, все же не вся экономика, а только ее часть. Какая экономика – такая и отрасль. Так что одним "кодексом чести" не обойдемся...