С инициативой проведения такого мероприятия выступили Минпечати РФ, Гильдия издателей периодической печати России, Институт развития прессы, "Медиасоюз", Национальная ассоциация телевещателей и Союз журналистов РФ. По заявлению организаторов, основная цель форума такова: участникам следует выработать позицию медиа-сообщества по отношению к реформированию рынка СМИ и определить основные направления развития СМИ как бизнеса.
С некоторых пор у российского населения стало появляться устойчивое ощущение: со СМИ что-то непременно произойдет. После скандала с НТВ, а затем ТВ-6 пессимисты предсказывали монополизацию информационного рынка государством. Напомню анекдот советских времен: генсек выступает по трем каналам одновременно, а с четвертого на телезрителя смотрит майор и грозит пальцем, мол, я тебе попереключаю. Казалось, то же самое ждет и нынешнего зрителя, с той разницей, что выступать будет не генсек, а президент.
Однако после проведения "зачистки" информационного пространства выяснилось, что пользоваться им власти практически не собираются. По крайней мере, главный принцип предстоящих реформ министром по делам печати Михаилом Лесиным был обозначен так: "государство должно выйти из СМИ-бизнеса". По его словам, роль государства как основного игрока на информационном рынке должна быть ограничена.
Разумеется, совсем покидать медиа-пространство государство не собирается. Да это и невозможно: официальная точка зрения должна иметь свои рупоры. Была предложена следующая формула, к которой отрасль должна прийти в своих взаимоотношениях с верховной властью. В руках последней остается одна газета, один канал телевидения, одна радиостанция и одно информационное агентство.
В результате проведения реформы государство снимет с себя большую часть обязанностей по регулированию рынка печати. Михаил Лесин заметил, что через несколько лет его собственная должность может оказаться ненужной. Функции Минпечати РФ будут ограничены настолько, что окажется ненужным содержать аппарат министерства. "Могут остаться только две федеральные комиссии или агентство, которые будут заниматься распределением частот и контролем за соблюдением законности на рынке СМИ".
Еще одна проблема, определяющая состояние отрасли, касается механизмов получения денег в информационном бизнесе. Как известно, источник заработков СМИ – реклама. По идее, в рекламной среде должна существовать нормальная конкуренция: заказчик сам выбирает, какой канал или газета обеспечат его рекламе максимальную эффективность представления. Министр печати обозначил этот вопрос как "соотношение емкости рекламного рынка и количества существующих программ" и заявил, что "дележ рекламного "пирога" должен вестись равными долями". Что обозначают эти кулинарные аллюзии, понять нетрудно. Президент сказал – никаких монополий, значит, права на размещение рекламы у всех должны быть равными. Судя по сегодняшнему выступлению Владимира Путина перед участниками конференции, речь идет, в первую очередь, о прозрачности рынка, об уничтожении административных барьеров, определяющих привилегированное положение одних СМИ относительно других.
Однако инициатива правительства вызывает у журналистов известный скептицизм. Декларация об освобождении СМИ от государственного участия еще не означает, что Кремль на деле откажется от средств воздействия на массы. Скорее всего, шум, поднятый вокруг реформирования рынка СМИ, приведет к выделению нескольких крупных агентств, в той или иной степени подконтрольных правительству. В их же руках и останется весь "рекламный пирог", о котором говорил Михаил Лесин.