"Песен про водочку – не дождетесь!"

Читать в полной версии →
В интервью корреспонденту "Yтра" лидер группы "Ногу Свело!" Макс Покровский рассказывает о своем недавнем отдыхе в Испании, о грядущем выступлении на "Нашествии" и о новом альбоме

Вот уже без малого 13 лет Максим Покровский стоит у руля ансамбля "Ногу Свело!". Когда-то они играли панк-рок, и большую часть репертуара составляли песни на английском языке. Сегодня музыку "Ноги" невозможно вписать в какие-то стилевые рамки – настолько творчество Покровского и компании не похоже на всю остальную отечественную, да и зарубежную музыку. В августе "Ногу Свело!" выступит на глобальном рок-фестивале "Нашествие" в Раменском, а осенью выпустит очередной альбом. Корреспондент "Yтра" поймал солиста, бас-гитариста и автора подавляющего большинства песен "Ноги" Макса Покровского в дороге с радиостанции в Останкино. И обсудил с общительным Максом самые разные, отнюдь не только музыкальные, темы.


"Yтро": Как Вы спасаетесь в этом году от жары?

Макс Покровский: Я к жаре отношусь очень хорошо, потому что она в наших краях бывает редко. И несмотря на то, что в Москве она мучительна и вредна, поскольку загар вместе в выхлопными газами – это не очень хорошее дело, я жару вполне приветствую. По возможности выезжаю на дачу своей бабушки. В машине включаю кондиционер.

"Y": А за границей где Вы любите отдыхать? Или предпочитаете зарубежным курортам родную дачу?

М.П.: Это разные вещи – предпочитать и любить что-то еще. Одно не исключает другого. Я не люблю говорить об отдыхе за границей, потому что обычно, когда артисты об этом говорят, они начинают бравировать, проще говоря – вы...ться. В этом году позволю себе сказать немного больше, чем обычно, потому как нынче принято, как мне сказали, отдыхать в пределах родной страны (Крым, Кавказ). Поэтому скажу так: прежде всего я являюсь большим поклонником Подмосковья: канал имени Москвы, водохранилище, вплоть до Яхромы, Сергиев Посад. Что касается заграницы, то наша семья очень любит Испанию.

"Y": Имеется в виду "Ногу Свело" или настоящая семья?

М.П.: Моя личная семья, я в браке состою законном. Мы предпочитаем достаточно своеобразный отдых. Мы не очень любим отели и растительное существование в них. Поскольку мы не всегда обладаем безграничными финансовыми возможностями, то часто снимаем апартаменты. Там мы предоставлены самим себе, к тому же получается на порядок дешевле. Плита, стиральная машина, на каждом шагу замечательные супермаркеты...

"Y": А в какую область Испании Вы ездили?

М.П.: В этом году в Коста-Бланко, это между Аликанте и Валенсией. Зато мы себе позволили машину и активно использовали ее все три недели. Хотели пульнуть в Барселону и Мадрид, но пожалели детей, которым бы такое путешествие было сложно перенести. Зато объездили всё, что ближе, в том числе и Валенсию.

"Y": На корриду, наверное, сходили?

М.П.: Нет. Мы не большие фанаты таких забав.

"Y": Пишутся ли в жаркую погоду новые песни?

М.П.: Хороший вопрос, спасибо. Конечно, жара предрасполагает к лени. В Москве, когда мы находимся не в отпускном режиме, "Ногу Свело" очень редко появляется на репетиционной базе. Мы ленимся. Это объяснимо. Что касается минувшего отпуска – это было первое лето за последние годы, когда я уехал в отпуск без желания что-то для себя глобально решить. Я испытывал какие-то проблемы в группе, связанные с ведением дел, с бизнес-стороной, а не с творчеством. И я каждое лето уходил от всех и думал, что же делать дальше. В итоге это вылилось в определенное решение. Этим летом я уехал отдыхать совершенно никакой – потому что очень тяжелый был год. Но, тем не менее, довольный тем, что мне не нужно решать жизненных, каких-то философских задач применительно к ситуации в ансамбле...

"Y": А вообще в отпуске – брали, скажем, в руки гитару?

М.П.: Гитару я в руки не брал, но это абсолютно не означает, что я не думал о музыке. Я из тех людей, которые музыку пишут разными способами. Я могу писать музыку, сидя за фортепиано – не умея на нем толком играть. Синтезатор, гитара. Больше всего песен, конечно, было написано с бас-гитарой, ведь это мой инструмент. Но главное для меня – это все же не инструмент, главное – чтоб мелодия играла в голове.

"Y": Может ли "Ногу Свело" написать абсолютно серьезную песню – без шуток и без стеба?

М.П.: А у нас есть серьезные песни.

"Y": Да, но тем не менее, когда на сцену выходит "Нога" – все ожидают именно шуток, стеба. Даже в песне "Черви", которая обыгрывает тему смерти и в целом достаточно сурова, мне кажется, есть эти элементы. Просто невозможно воспринимать ее слишком серьезно – потому что ее поет "Ногу Свело"!

М.П.: Как вам сказать... Во-первых, многое зависит от субъекта восприятия. Один слушатель воспринимает так, другой эдак. Третий совсем иначе. А я, как человек, эту песню написавший, воспринимаю ее по-своему. Могу сказать, что песню "Черви" я писал абсолютно серьезно и исполняю ее серьезно. Или вот "Четыре друга" – это одна из самых удавшихся, на мой взгляд, песен, в которой высказаны очень просто и общедоступно кое-какие идеи, связанные с мировоззрением. Из песен, которые актуальны сейчас, – это "Колыбельная", которая в радиоэфире звучит уже почти полгода. Естественно, там есть какие-то ироничные моменты, но в целом я не могу допустить для себя лично, что всё, что серьезно, должно быть серьезным во всем. Это совершенно не обязательно... Ну, а что касается выступлений, они немного отличаются: на клубных концертах у нас одна программа, на фестивалях и солянках – другая.

А то, что "Ногу Свело" многие до сих пор воспринимают как веселую, ироничную группу, – это большое счастье. Потому что с серьезностью можно тоже переусердствовать.

"Y": Догадываюсь, в чей огород это камень. Пресловутый русский рок...

М.П.: Совершенно верно. Я это буквально сегодня говорил, выступая по радио. Мы услышим и увидим еще очень много ойойоканья, улюлюканья, о-е-е-еканья. За что я могу похвалить фестиваль "Нашествие" – за то, что организаторы обращают большое внимание на техническую сторону и на шоу. Что же касается собственно музыки: зритель, который придет на фестиваль, сполна получит песни про водочку, про портвешок. Все люмпен-пролетарские струнки будут задеты, тяжелая баллада будет спета, и всё это под гитарочку, да с гармошечкой, по-подъездному... И всё это будет, простите за клише, "как у Кати в аккурате". С нормальной же музыкой, которую можно было бы попытаться послушать вне языка, будут большие провалы.

"Y": Кстати, раз уж заговорили о "Нашествии". В прошлом году Вы одну из песен исполнили верхом на лошади. Были и другие интересные находки... Чем порадуете в этом?

М.П.: Я не могу рассказать всё по двум причинам: во-первых, тогда будет неинтересно, а во-вторых, я хоть и не суеверный, но боюсь сглазить. Скажу одно: наверное, и это почти решенный вопрос, мы пойдем на большую авантюру – не в смысле внешнего эффекта, а в смысле нарушения законов большого концерта – мы сыграем неизвестную доселе вещь. Что касается программы, конечно, не обойдется без главных хитов – вряд ли нас кто-нибудь отпустит со сцены без "Хару Мамбуру". Впрочем, хочу отметить, что мы собираемся здорово обновить нашу концертную программу.

"Y": Почему альбом "Бокс", который с музыкальной точки зрения, на мой взгляд, самый интересный у "Ноги", имел гораздо меньший успех, чем предыдущие работы?

М.П.: Этому есть несколько причин. Действительно, с коммерческой точки зрения наш последний на сегодняшний день изданный альбом наименее успешный. Связано это с тем, что как цельная единица "Бокс" намного более тяжелый по звучанию, намного более цельный и бескомпромиссный, чем предыдущие альбомы. И он не является малиной для радиоформатных "гитлеров". "Последнее Танго" и "Семь планет" – всего лишь два радиохита. На первую из этих композиций мы возлагали, и не без оснований, определенные надежды, Творческую задачу "Танго" выполнило, и кто его хотел услышать – услышали, и оно неплохо звучало в радиоэфире, но... Это одна из причин того, что я называл отъездом в отпуск с больной головой, с желанием решить проблемы. У меня были большие претензии к бывшей администрации ансамбля. Это был очень серьезный их просчет. Любой коллектив развивается циклически, и к периодам спада нужно быть готовыми. Кроме того, когда на подходе, причем в эту пору, был на сносях такой бескомпромиссный альбом, вся рекламная кампания, бизнес-план должны были быть построены каллиграфически. А альбом был всего лишь продан дистрибьютору, его рекламная кампания явилась насмешкой над таким явлением как рекламная кампания в принципе...

"Y": Да и вышел альбом в очередную годину триумфа "русского рока"...

М.П.: Вот-вот, и это самое главное. Мы вот сейчас смеемся, обсуждая, что творится в нашем радиоэфире, в нашей отечественной музыке, а тут не хихикать – слезы лить надо. Я не склонен говорить: вот тогда, в мои времена, было иначе. У меня нет моих времен. Я, как и в 93-м, и раньше, чувствовал себя чужим везде – в частности в радиоформате; так я чувствую себя чужим и сейчас. И любой человек, который делает что-то свое, который не понимает, что такое стили (а деление на стили – это достояние убогих; те, кто не может сделать что-то свое, начинает делить чужое), объективно чувствует себя чужим. Одно дело, когда ты чувствуешь себя чужим, потому что ты индивидуалист, потому что ты творческий эгоист, другое – когда ты конкретно видишь отсутствие качества. Включаешь радио, новая песня – и вновь "Ойойойойо!".

"Y": То есть на современной рок-сцене Вы единомышленников не видите?

М.П.: А мне не нужны единомышленники... Послушаешь радио – волосы встают дыбом. А не слушать нельзя – хочешь свою песню услышать в контексте эфира.

"Y": Кстати, в прошлом году Вы, несмотря на трудности, выпустили "Матную песню", обреченную на отсутствие ротаций...

М.П.: С точки зрения шоу-бизнеса выпуск "Матной песни" – совершенно бескомпромиссное решение, потому что после Лаэртского, после всех перлов "Ленинграда", мы никого не удивили матом. Но что приятно в конечном итоге – удалось удивить песней. Песня удалась. Не хочу преувеличивать, но в определенном смысле эта песня является насмешкой над всей этой циничной массовой оголтелой туфтой, которая царит везде, в основном в рекламных паузах. Отечественные рекламные ролики – это вообще апогей, вершина ублюдства...

"Y": На что будет похож Ваш следующий альбом и когда он выйдет?

М.П.: Выйдет он в первой половине осени, мы очень на это надеемся. Где-то в начале октября. Он будет более богат на радиохиты. У нас сейчас две песни звучат по радио – "В темноте" и "Колыбельная", две прозвучали на задворках радиоэфира – "Петрушка" и "У берега реки". И как минимум одну песню мы держим под выход альбома. На что похоже? На "Ногу Свело!". Что мне очень отрадно.

"Y": Одно время Вы увлекались театром. А сейчас Вам предлагают роли?

М.П.: Впервые попробовал сыграть в проекте Валентина Гнеушева, а в прошлом году играл еще один раз. Публики было не много, таков был проект. Три спектакля прошлой зимой. Вообще мое отношение к актерству за последние полгода изменилось. Для музыкантов это уже стало повальным. Написание саундтреков и все такое...

"Y": Сейчас, через десять с лишним лет, не жалеете о выборе названия? Или, повернись время вспять, вновь назвали бы группу "Ногу Свело"?

М.П.: Я жалею только об ошибках, которые допустил в делах. Которые связаны с неоправданной мягкостью, нерешительностью, с шатаниями внутренними. Когда нужно было рвать и метать – я терпел. Во всем остальном, я думаю, мы шли правильным путем. Что до названия, оно просто раз! – и родилось. И конечно, я бы не стал его менять. Мне оно нравится, вам, я думаю, тоже.

"Y": Спасибо Вам большое, удачи!

М.П.: Спасибо за интересные вопросы.


Интервью подготовил Олег Горшков.

Олег ГОРШКОВ |
Выбор читателей