Около трех лет назад недалеко от Дальневосточного побережья пограничники заметили в российских территориальных водах рыболовецкий трайлер "Альбатрос-101", не приписанный ни к одному из портов. На запросы по рации экипаж не отвечал, на требование остановиться не реагировал. Началась погоня. Когда пограничники предупредили, что будут стрелять, "Альбатрос" лишь прибавил ходу. В конце концов после бесполезных увещеваний пограничники дали по трайлеру залп. Двигатели судна-нарушителя заглохли, и оно стало медленно идти ко дну. Весь экипаж "Альбатроса" (28 человек, включая капитана) был эвакуирован. Но доказать факт браконьерства правоохранительные органы не смогли: все вещественные доказательства, в том числе судовые документы, были погребены на дне моря.
Не прошло и года, как история с задержанием неопознанного судна повторилась. 30 ноября 2001 года патрульное судно Камчатской государственной морской инспекции "Аскольд Панько" обнаружило в российских территориальных водах рыболовный трайлер, определенный впоследствии как "Джухуа-5". На запросы капитан не отвечал и уходил от преследования. Погоня продолжалась два дня. 2 декабря к преследованию подключились силы авиации СВРУ и подошел более быстроходный ПКС "Николай Старшинов". После многократных требований остановиться и стрельбы с самолета по курсу, был открыт огонь на поражение. Снаряд попал в рубку, "Джухуа-5" остановился. Осмотр показал, что судно было полностью укомплектовано экипажем, имеющим опыт крабового промысла, и оснащено необходимым оборудованием. Любопытно, что часть экипажа состояла из рыбаков, спасенных с утонувшего "Альбатроса". При досмотре они предъявили паспорта моряков (специальные документы, выдаваемые рыбакам, выходящим в море), где было указано, что они приписаны совсем к другим суднам. На борту обнаружили остатки крабовой продукции. В момент задержания видеосъемка, проводившаяся с борта "Александра Панько", зафиксировала сброс с судна ящиков, используемых обычно для хранения рыбопродукции.
Для разбирательства "Джухуа-5" был доставлен в Петропавловский порт. Одновременно органом дознания СВРУ и Камчатской государственной морской инспекцией было возбуждено два дела: административное – за невыполнение законных требований должностных лиц; уголовное – по фактам незаконного пересечения Государственной границы и незаконного промысла в территориальном море. Экипаж был отпущен с миром, а вышеуказанные обвинения были предъявлены капитану "Джухуа" – Владимиру Жолобову.
Капитан обвинялся также по статье 201 ч. 2 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за злоупотребление должностного лица коммерческой организации своими полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. Однако впоследствии суд посчитал, что Жолобов... не является должностным лицом. Поскольку ни его заявлений о приеме на работу, ни приказов о его назначении в коммерческой организации обнаружено не было. Как не было обнаружено и самой организации, которой принадлежало судно "Джухуа-5".
Сам Жолобов отказался пролить свет на то странное обстоятельство, что он не знает своего работодателя и не имеет с ним никаких договоров. По его версии, он нанимался через посредников, а кто они – ведать не ведает. Не внесли ясности в дело и предоставленные Жолобовым документы, выданные в Панаме, по которым "Джухуа" значилось как принадлежащее иностранной фирме "Конкордия Сиафуд Канада Инк". Еще в ходе предварительного следствия сотрудники Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры пытались выяснить, что это за фирма и где находится. Руководство Северо-Восточного регионального управления ФПС РФ направляло запрос в США, ибо в названии фирмы значилось "Канада". Ответ, данный представителями береговой охраны США, гласил, что такая фирма у них не зарегистрирована, однако судно "Джухуа-5" действительно существует. Об этом свидетельствовали присланные технические данные, сопровожденные фотографией. В итоге следствию удалось выяснить лишь, что "Конкордия" имеет представительство в Южной Корее, а судно имеет японское происхождение.
Хотя ясно было: Жолобов знал, на кого работает. Еще в ходе погони за судном патрулю удалось запеленговать переговоры, в которых некто – по всей видимости, судовладелец – отдавал капитану распоряжение затопить "Джухуа-5" ближе к берегу. Возможно, Владимир Жолобов, единолично командуя на судне и в течение двух суток практически удерживая экипаж в заложниках, загнав людей в трюм, и сумел бы выполнить наказ хозяина. Если бы не действия пограничников, благодаря которым факт браконьерства все же был доказан. Жолобов, правда, в конце концов отделался легким испугом, получив наказание в виде 2 лет лишения свободы условно с лишением права в течение трех лет занимать должность капитана на российских и иностранных судах.
Беспрецедентная ситуация, когда в море оказалось непонятно кому принадлежащее судно, занимающееся незаконным промыслом, заставила правоохранительные органы вплотную заняться проблемой. Суть проблемы, при ближайшем ее рассмотрении, состоит в следующем.
Некие злоумышленники, назовем их так, приобретают в Японии списанное судно. В Стране восходящего солнца морские суда после выработки ресурсов просто отправляют на металлолом. Некоторые наши соотечественники, видимо, считают это недопустимым расточительством. И потому выкупают у японцев по дешевке готовые к отправке под пресс суда и контрабандно ввозят в Россию. Эта флотилия изначально создается для браконьерских целей, поэтому обнародовать факт ее существования организаторам невыгодно. "Летучие голландцы" дрейфуют по морю, не заходя в порты и лишь изредка вставая в иностранные доки на ремонт. Выловленная ими рыбопродукция перегружается на другие суда, в основном у южнокорейского полуострова Вакканай. Ближайший порт, где осуществляется растаможка рыбопродукции, – южнокорейский Пуссан (в переводе – "Большая рыба"). Здесь располагается и одна из самых крупных рыбных бирж, где дары моря закупаются представителями разных стран оптом и в розницу.
Чаще всего "корабли-призраки" задерживают в районе "Шантарских островов" (условное название территории в Охотском море). Экипажи для браконьерских трайлеров формируются в приморских городах Холмске и Невельске. Изначально рыбаки приписываются к совершенно другим судам, а затем нелегально доставляются в азиатские государства, где пересаживаются на контрабандные трайлеры и отправляются в российскую экономическую зону мореплавания. По оперативным данным, вся контрабандно-браконьерская цепочка контролируется известным на Сахалине крупным преступным сообществом "Якуты", мозговой центр которой находится в настоящее время в Южной Корее.
Еще летом выехавшая на Дальний Восток комиссия МВД России начала проверку законности ввоза на территорию страны судов иностранного происхождения и вывоза биоресурсов. Результатом ее работы стало возбуждение ряда уголовных дел.
У сотрудников органов внутренних дел возникли вопросы относительно нескольких судов японской постройки, неизвестно каким путем попавших в страну. Трайлеры "Койма", "Амгу", "Самарга", "Тумикан", "Ботчи" и "Тамги" использовались частными предпринимателями Виктором Морозовым и Андреем Симакиным, которые, в свою очередь, приобрели суда у частного предпринимателя Михаила Явтуховского. А вот у кого приобрел и как ввез в Россию плавсредства Явтуховский – остается загадкой. Согласно документам, все шесть судов были оформлены через зону ответственности таможни Петропавловска-Камчатского. Однако, как оказалось, на таможне даже не слышали об их существовании. Любопытно, что на бумаге все вышеперечисленные "летучие голландцы" числились "малометражными" судами, то есть имеющими мощность двигателя не более 55 КВт, хотя на самом деле относились к судам типа "РС", имеющих мощность более 600 КВт, два трюма, промышленное оборудование, в том числе мощные глубинные тралы. Такие суда могут развивать скорость до 25-30 узлов в час, легко обходя пограничные катера, предельная скорость которых составляет 17 узлов. Стоимость судна такого класса составляет свыше 200 тысяч долларов без учета оборудования. Явтуховский, в отношении которого возбуждено уголовное дело по факту контрабандного ввоза рыболовных судов по фиктивным документам, объявлен в розыск. Неизвестно и местонахождение пяти из вышеперечисленных трайлеров, пока арестовано лишь судно "Самарга".
Позже был задержан еще ряд судов, подозреваемых в принадлежности к флотилии "летучих голландцев". Так, в декабре на Камчатке была задержана плавбаза с 2 тоннами живого краба на борту. Капитан показал документы, согласно которым его судно значилось как "Апсари-21". Однако после прибытия в порт, куда судно было отконвоировано береговым патрулем для разбирательства, неожиданно всплыл второй комплект документов. В них значилось, что "Апсари" – вовсе не "Апсари", а "Инна", зарегистрированная в Государственной инспекции судов как малометражное судно. Странные метаморфозы на этом не закончились. Родословная задержанного судна оказалась еще более любопытной. По первоначальной версии капитана, оно принадлежало таинственной стране Белиз. Позже выяснилось, что владелец – ООО "Климено", зарегистрированное в Хабаровском крае. Однако следов этой фирмы в данном регионе, как и можно было предположить, не обнаружилось.
Подобная история произошла и с задержанным на Сахалине судном "Форцесс", которое, по предположению следствия, также является одним из "кораблей-призраков". При проверке капитан предъявил документы о принадлежности "Форцесса" Камбодже. Было установлено, что судно японской постройки, а экипаж, состоящий из российских рыбаков, был сформирован в городе Холмске. Границу моряки проходили по судовой роли капитана Холмского морского рыбного порта по заявке ООО "Эра". Из порта вышли на судне ПТР "Вега", находящемся в аренде ООО "Эра", а затем пересели на принадлежащую той же "Эре" "Счастливую звезду", которая и доставила их на "Форцесс".
Самому руководителю "Эры" О.Окамура счастливая звезда, похоже, изменила. В отношении него, а также директора ООО "Регион" А.Бронникова возбуждено уголовное дело по фактам организации браконьерской добычи и контрабандного вывоза в Японию краба. По предварительным данным, Окамура вывез рыбопродукции на суму 14 миллионов рублей, а Бронников – более чем на 28 миллионов. Кстати, фирма, возглавляемая Бронниковым, была переименована в ООО "Регион" в 2001 году. Ее прежнее название – ООО "Конкордия-Сервис". Трудно не заметить родства, по крайней мере лингвистического, между этой фирмой и той, которая якобы являлась владелицей подстреленного пограничниками "Джухуа" – "Конкордия Сиафуд Канада Инк".
Все материалы оперативных разработок и возбужденных уголовных дел на Дальнем Востоке – звенья одной преступной цепи. За хорошо отлаженной и масштабной системой криминального промысла стоят одни и те же люди, которые предпочитают оставаться в тени. Когда их призрачные силуэты примут вполне реальные очертания, адмиралы рыбной мафии предстанут перед судом в качестве организаторов преступного сообщества.