Характерно, что не далее как на прошлой неделе первый зампред Центробанка Олег Вьюгин заявил о намерении ЦБ РФ увеличить долю других валют в золотовалютных резервах из-за низкой доходности долларовых инструментов. "Мы пересмотрели в конце года инвестиционные директивы в сторону увеличения доли других валют. Идет диверсификация. Долларовые инструменты сейчас очень низкодоходны. Инструменты других валют имеют более высокую доходность", – заявил Вьюгин на банковской конференции в Совете Федерации.
Таким образом, заявление ЦБ, сообщающее о сокращении доли доллара в ЗВР, стало своеобразным подтверждением действий по диверсификации резервов, предпринятых Банком России в прошедшем году. Как известно, высказывание Вьюгина вызвало ряд замечаний со стороны аналитиков. По их мнению, предлагаемая зампредом ЦБ мера безнадежно запоздала. Многие эксперты поспешили заметить, что диверсификацией ЗВР и покупкой евро и других валют надо было заниматься раньше, а не сейчас, когда их котировки достигли пика. Возможно, обнародовав данные об изменении соотношения валют в своих резервах за прошлый год, Центробанк решил опровергнуть обвинения в медлительности и нерасторопности.
По всей видимости, диверсификация резервов ЦБ в пользу сокращения доли доллара будет продолжаться и далее. Во всяком случае, об этом можно судить по заявлениям топ-менеджеров Банка России.
С другой стороны, вряд ли процесс ухода от доллара будет достаточно оперативным. Поступающая в Россию экспортная выручка, за счет покупки которой пополняются резервы ЦБ, номинирована преимущественно именно в американской валюте (особенность большинства заключенных российской стороной контрактов). А значит, пополнение резервов евро и другими валютами вряд ли будет происходить достаточными темпами и в достаточных объемах.