В общем, выяснилось, что кто-то из старшеклассников приволок в школу книжицу об истории кулачных боев на Руси. Национальная забава ребятам понравились, а тут еще Васька припомнил рассказы своего отца о том, как в детстве сходились двор на двор, улица на улицу и "махались" до первой крови. "Все вокруг твердят, что историю мы свою не помним, от корней оторвались, – воскликнул, поигрывая накаченными в спортзале мускулами, главный заводила в классе Антон. – Возродим же славные традиции наших предков! Соберемся после уроков на пустыре и позабавимся! Одиннадцатый "А" с одиннадцатым "Б"! Класс на класс, стенка на стенку!" Предложение померяться силушкой ребята восприняли с энтузиазмом: "Что мы, не русские, что ли? Даешь кулачные бои!"
Такова история расквашенного максового носа... Другие ребята в тот знаменательный день тоже не получили особых увечий, если не считать пары фингалов, разорванной одежды и вырванного у одного из "бойцов" клока волос. Родители же "любителей истории", собравшись на другой день после драки, посовещались и решили провести с отпрысками воспитательную беседу, но особо никого не наказывать. Потому что, как сказал, почесав в затылке, один из взрослых: "Традиции все ж таки уважать надо...".
Что ж, подраться на Руси действительно любили. И мутузили друг дружку часто не по злобе и не с перепою, а так – забавы ради, от избытка переполнявших русского человека чувств. Бились в праздничные дни, например на Масленицу, и в будни – "для сугрева". Причем перед тем, как заехать ближнему своему в глаз или в ухо, участники мероприятия трижды обнимались и целовались, демонстрируя, что личных претензий друг к другу не имеют. А еще в кулачных боях существовали свои правила: нельзя было бить "под микитки", то есть в подвздошье, использовать в кулачном бою кастет или прятать в рукавицу для утяжеления какой-нибудь предмет, также надо было щадить причинные места и не бить в висок, поскольку такой удар мог привести к летальному исходу...
В одной из энциклопедий я прочитал следующее: "В России до Петровской реформы существовали публичные кулачные бои, обыкновенно тоже поединок, но иногда и между двумя группами бойцов". В действительности они были и до Петровской эпохи, и при ней, и после нее. Вот, например, что можно прочитать в №34 "Воронежских Губернских Ведомостей" за 1851 год: "Первейшею забавою наших предков, не только простого народа, но даже бояр и князей, почитался кулачный бой, как образец и школа войны: тут молодые люди приучались к неустрашимости и отваге, помня, что кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, того Бог простит". В воспоминаниях М.Л.Назимова, опубликованных в "Русском вестнике" за 1876 год, довольно подробно описаны кулачные бои в Арзамасе: "Для кулачного боя под вечер в праздники, по составленным заранее условиям, собирались около широкого моста, разделявшего город от села Выезднаго, стоявшего на противоположном городу берегу реки Теши, с одной стороны арзамасцы, а с другой выездновцы. Общий уговор – не бить по голове, особливо в лицо и лежачего, руки иметь в рукавицах и ни под каким видом не класть в них какой-нибудь тяжелой вещи. Сначала пускали вперед как бы застрельщиков, мальчишек. За ними мало-помалу группировались более взрослые, но главная партия противников оставалась в резерве, особенно известные по своей силе и искусству бойцы... Местные власти, кажется, смотрели на этот дикий обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, предписаний начальства... Многие значительные в городе лица, поборники старины, считали эти забавы весьма полезными. Кулачные бои держались и в Москве около фабрик".
Кстати, по воспоминаниям современников, московские кулачные бои представляли собой весьма впечатляющее зрелище. Обычно бои происходили в праздники зимой на льду Москвы-реки. Как бы случайно собиралась толпа простого люда – сперва смешанного, а потом расходившегося на две стороны, одна против другой, вдоль реки. Толпа росла и гудела. Впереди, на свободном пространстве, подпрыгивая и подзуживая друг дружку, скоплялось большое количество ребят и подростков – они-то и открывали бой. На берегу собирались огромные толпы зрителей, особенно из купечества. Приезжали в экипажах; многие, чтобы лучше видеть, забирались на них или на скамьи, которые притаскивали из ближайших домов. Среди народа ходили сбитенщики, торговцы "патокой с имбирем", гречневиками, пшенниками, пряниками. Здесь же шли споры, заклады, имелись свои излюбленные бойцы и силачи, за которых держали пари. Богатые люди привозили с собою кулачных бойцов, пользовавшихся славой, их даже специально выписывали из провинции. В кулачных боях часто принимали участие московские татары.
Вообще существовало четыре вида кулачных боев: "стенка на стенку", "один на один", поединок "на удар" и "сцеплялка-свалка". Стеношный бой напоминал сражение двух армий с фронтальными и фланговыми прорывами, использованием оперативного резерва (так называемые "записные бойцы"). Каждая "стенка" имела и своего предводителя – "надежу-бойца", который, как правило, руководил действиями всей стенки и осуществлял прорывы. Именно для стеношного боя характерны те правила, которые знает каждый русский человек с детства: в спину не бить, лежачего не бить, того, на ком кровь, – не бить. Следующим по популярности видом состязаний были кулачные бои "сам на сам" (один на один) – зрелище, привычное и нашим современникам. При этом бое соперники имели право уходить от ударов, защищаться. На редко встречающийся поединок "на удар" выходили наиболее сильные бойцы. Соперники по очереди обменивались ударами; уходить, препятствовать удару запрещалось. Очередность ударов определялась жребием. Существовала техника принятия удара, так, чтобы он не ломал кости и не рвал мышцы. Нужно было в момент принятия удара (не раньше, иначе это было бы нарушением правил) уклоняться по направлению удара или прокрутиться под ним. В "сцеплялке-свалке" противники шли врассыпную и бились в толпе. Этот вид боя был редок и довольно скоро вообще перестал практиковаться.
Несмотря на все правила, случалось, что бойцы калечили и даже убивали друг друга. Пресечь подобное времяпрепровождение попыталась Церковь, которая предающимся таким забавам пригрозила отлучением. В правиле митрополита Кирилла от 1274 года участники мордобоя изгонялись из церквей ("да изгнани будут от святых божьих церквей"), а убитые в примерных схватках и кулачных боях и вообще заплатившие нечаянно жизнью за удовольствие потешиться на этих турнирах должны быть "прокляти и всей век и в будущий". Но даже страх быть отлученным от церкви не останавливал любителей "помериться силушкой". А посему покончить с кулачными боями попыталась власть мирская. Ограничение и запрещение боев началось в XVII столетии, а полное запрещение кулачных боев повсеместно вошло в Свод Законов Императора Николая I только в 1832 году. Часть IV статьи 180 гласит: "Кулачные бои, как забавы вредныя, – вовсе запрещаются".
Тем не менее, еще долгое время в кабаках мастеровые нередко пробовали силу "в полюбовном бою". А то и вовсе сходились "стенка на стенку" в укромных местах. В "Московском Листке" от 24 октября 1901 года можно прочитать следующую заметку: "По заветам "доброго старого времени" в понедельник, 22 октября на огородах Дорогомилова собрались "кулачные бойцы", но, едва начался "бой", как появился городовой и любители сильных ощущений, собравшиеся здесь в количестве около ста человек, рассеялись; зачинщики "потехи" были задержаны и отправлены в участок. Во время прекращения кулачного боя городовому кто-то нанес побои. Обо всем этом составлен протокол".
Добрые русские традиции мордобоя сохранились и после революции. Не смогли их пресечь и большевики. Причем драки стали более жестокими и сообщения о кулачных боях, которые, правда, большей частью проводились в провинции и деревнях, стали напоминать сводки с театра военных действий. Например: "В селе Давыдовке в 1925 году на Масленицу состоялись громадные кулачные бои. Бились давыдовцы против пяти соседних сел. Противники выступали друг против друга со знаменами. Бои продолжались всю неделю. Победа осталась за Давыдовкой. Некоторые участники в этих боях с поломанными ребрами и с другими тяжкими увечьями долго находились на излечении". В Москве в том же 1925 году кулачные бои были запрещены административным порядком.
Впрочем, "стенка на стенку" в виде подростковой драки дожила до конца семидесятых... Я-то по малолетству эту "потеху" уж не застал, а вот мой старший двоюродный брат в битве между школами и даже целыми районами участвовал, о чем сохранил "приятные" воспоминания и шрам на скуле от удара вражеского кулака с зажатой в нем свинчаткой. К этому времени дрались не всегда по правилам, потому что о традициях русского кулачного боя уже мало кто помнил.