Альфонс (по имени героя одной из комедий Александра Дюма-сына) – мужчина, находящийся на содержании у любовницы. Существует два типа альфонсов: артист и непризнанный гений. Первые на тропу халявы сворачивают сознательно. Чаще всего это внешне эффектные, эгоистичные, ленивые натуры с актерскими задатками. Для таких быть на содержании – способ существования и смысл жизни. Вторые, связав судьбу с женщиной, имеющей более высокий социальный статус, и постепенно смирившись с этим, отдают ей главенствующую роль. И отношения из партнёрских переходят в разряд "мама – сын".
Приехав в гости к приятелю, с которым не виделся лет пять, я попал на "товарищеский суд". С первых же минут знакомства Люда (так звали новую пассию Сергея) стала рассказывать о том, какое бесполезное существо мой приятель и как она с ним мучается. "Бесполезное существо" сидело молча, опустив голову, боясь неосторожным словом навлечь на себя гнев кормилицы и "остаться без сладкого". Дело в том, что последние два года он не работает и живет на иждивении супруги. Уж кого-кого, но Серёгу – человека постоянно горящего гиперидеями, я в подобном амплуа увидеть не ожидал.
Познакомились они четыре года назад и почти сразу расписались. У Людмилы тогда была "точка" на оптовом рынке, а Сергей работал дизайнером и денег в дом приносил в три-четыре раза меньше, чем супруга, которая полушутя на всех семейных и дружеских сборищах декларировала эту информацию, не без повода гордясь своей "деловой жилкой" и заставляя краснеть менее удачливого мужа. Сергей, решив, что получает "копейки", уволился с работы и занялся активными поисками места с более высокой зарплатой. Но то ему условия не подходили, то просили подождать и не перезванивали... В конце концов он пришел к выводу, что хорошую работу по объявлению найти нельзя, и стал ждать предложений от знакомых, которые, однако, поступали всё реже и реже. За это время он не только превратился в домохозяйку, но и стал полностью зависим от жены: приходилось выпрашивать деньги на сигареты. Людмила обращалась с ним как с собственностью, открыто изменяла, и вообще их отношения перестали походить на супружеские... Но, несмотря на неестественность ситуации, положение обоих устраивало.
Глава семьи – должность вовсе не номинальная. Она подразумевает лидерство во всем: в принятии решений, в постели, в распределении обязанностей. Уж на что Гоша из киноэпопеи "Москва слезам не верит" был самодостаточным и умным мужиком, но сразу смириться с любимой женщиной-директрисой не смог. Финансовое превосходство – очень важный критерий в самооценке мужчины. Считается, что женщине для самоутверждения достаточно быть привлекательной, а мужчина просто обязан быть успешным. Если же статус супруги выше, то сохранение благоприятной обстановки в семье требует от женщины деликатности: слишком велико искушение привести весомый довод о размере заработной платы в семейных баталиях. Зачастую на заре таких отношений мужчины пытаются переломить ситуацию: меняют профессию или устраиваются на службу, позволяющую зарабатывать больше возлюбленной, но столь резкая смена приоритетов доступна не каждому. И в случае неудачи они постепенно теряют интерес к карьере, а некоторые совсем бросают работу, становясь "домохозяйками". Так мужчина превращается в альфонса, не отдавая себе в этом поначалу отчета.
Конечно, подобная модель семьи социально не одобряема, но давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Психологи заметили, что все мы при выборе спутника жизни ищем не подобие, а дуала (т.е. дополнение). В семейной жизни часто приходится искать компромисс, а союз двух сильных, волевых партнёров его не подразумевает. Лидировать привыкли оба, а уступать не приучен никто. И вряд ли достойна осуждения пара, где супруги, поменявшись ролями, существуют гармонично и счастливо и в основании отношений лежат чувства, а не материальная база или социальный статус партнера.
Впрочем, существует категория мужчин, решивших, что он один, а женщин много, и прожить с ними надо так, чтобы потом можно было безбедно встретить старость. Этим господам посвящено множество статей в дамских журналах, общий смысл которых сводится к тому, что страшней альфонса зверя нет, и даются советы, как бедной "Красной шапочке" избежать встречи с этаким "Серым волком".
"При встрече с молодым человеком, получив от него цветы, я делаю неожиданно дорогой для первого свидания подарок – ну там, часы или элегантную зажигалку, и заставляю зайти в кабак, который он оплатить априори не сможет, – разоткровенничалась наша соседка по даче – красивая, миниатюрная женщина лет тридцати, работающая переводчицей. – Счёт, естественно, оплачиваю сама, и после этого мальчик – мой, от "ногтей до кончиков волос"; ходит как шелковый, вздохнуть без моего разрешения боится, и отношения длятся ровно столько, сколько я этого захочу. Но больше, чем на месяц, меня редко хватает. Есть в этом какой-то странный кайф – сделать из мужчины марионетку, пользуясь его же "оружием". А после – выбросить, как бесполезную вещь".
Конечно, не каждая женщина, столкнувшись с альфонсом, способна сказать себе, что получает удовольствие от осознания своей власти над мужчиной. Еще меньше тех, кто пользуется ей холодно и расчетливо. Основная часть "жертв" не признаются себе в том, что им нравится роль благодетельницы, поэтому они искренне страдают, когда "сынок" уходит к более обеспеченной "маме". Они информируют всех знакомых о количестве потраченных на "неблагодарную свинью" денег и дают себе слово, что никогда больше не попадутся на "эту удочку". Но проходит время – брошенная "мамочка" находит нового "ребёнка", и история повторяется.
Честно говоря, лично у меня все участники подобных "спектаклей" вызывают жалость: и мужчины, продающие себя, и женщины, их покупающие.