– Каковы главные отличия нового кодекса от прежнего закона?
– В первую очередь, таможенное законодательство Российской Федерации приведено в соответствие с общепринятыми международными нормами, прежде всего с новой редакцией Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а также в соответствие со значительно изменившимся с 1993 года отечественным законодательством, в том числе налоговым. Такая унификация законодательства будет способствовать вступлению России во Всемирную торговую организацию и в целом – развитию внешней торговли.
В качестве важного новшества стоит также отметить предельно возможное прямое регулирование правоотношений в таможенной сфере самим Кодексом (из-за несовершенства Кодекса 1993 года в настоящее время действует около трех тысяч различных подзаконных актов, писем, разъяснений и т.д.).
Кроме того, произошло законодательное закрепление интересов развития отечественной экономики, предпринимательства в сфере торговли, транспорта, таможенной инфраструктуры. Упрощены и облегчены многие таможенные процедуры.
– Каковы плюсы и минусы нового ТК?
– Законодательные нормы преимущественно прямого действия обеспечивают стабильность и предсказуемость таможенных правил, а также единообразную практику их применения на всей территории Российской Федерации. Это, несомненно, является большим плюсом нового законодательного акта. Таможенный кодекс отныне предусматривает упрощенные и ускоренные процедуры таможенного оформления.
Теперь таможенники идут в ногу со временем. Предусмотрена возможность предварительного декларирования грузов, использования новейших информационных технологий, в частности, предоставления документов в электронном виде. Срок передачи товаров импортерам сократится с десяти дней, как это предусмотрено ныне действующим кодексом, до максимум трех дней. Ожидаемый результат – снижение издержек участников внешнеэкономической деятельности, связанных с хранением товаров на таможенных терминалах и простоем транспортных средств.
Правила доступа лиц на рынок околотаможенных услуг (таможенные терминалы, таможенные перевозчики, таможенные брокеры) устанавливает теперь непосредственно закон. Соответственно, исчезла возможность произвола чиновников. Увеличивается с трех до пяти лет срок действия разрешений на осуществление видов деятельности в этой сфере, что тоже позволяет преодолеть некоторые административные барьеры.
Преимущество нового законодательства и в том, что Таможенный кодекс предполагает изменение статуса таможенного брокера, который должен стать своеобразным "буфером" в отношениях между участниками ВЭД и таможенными органами, не заинтересованным в нарушениях законодательства. Расширяется круг лиц, которые могут самостоятельно заявлять отдельные режимы и процедуры. Например, в вопросах перевозки товаров такое право предоставляется российским экспедиторам, что позволит оптимизировать логистические схемы и избежать вынужденных расходов на оплату услуг таможенных брокеров. Предполагается снижение размеров сборов за таможенное оформление, а также отмена сборов, связанных с выдачей лицензий и разрешений.
Раньше требовалось оплачивать платежи в момент подачи декларации – так это предусмотрено действующим Таможенном кодексом. А после введения в действие нового положения контролирующие органы будут следить за выплатами таможенных сборов непосредственно при выпуске товаров в некоторых случаях и после выпуска при представлении необходимых гарантий. Вследствие этого будет исключено существующее в настоящее время кредитование бюджета за счет участников ВЭД.
Предполагается сократить сроки давности взыскания неуплаченных сумм таможенных платежей, а также сроки проверки товаров после их выпуска до одного года. Это будет способствовать устойчивости экономического оборота и являться определенной гарантией легитимности сделок для лиц, приобретших иностранные товары на внутреннем рынке.
Кроме того, как уже отмечалось, предусматривается широкое использование информационных технологий для передачи таможенным органам необходимых сведений электронным способом. Это позволит ускорить документооборот, упростить таможенные формальности, сократить издержки, связанные со сбором и представлением необходимых документов. Председатель Государственного таможенного комитета Михаил Ванин отметил, что для реализации Таможенного кодекса предстоит непростая перестройка всей таможенной службы, которая ведется уже сегодня. Активно развивается инфраструктура, внедряются новейшие информационные технологии, ведется переподготовка персонала. Таможенная служба переходит с пятиступенчатой на одноступенчатую технологию контроля, пересматриваются ведомственные нормативные акты.
Статс-секретарь, заместитель председателя ГТК России Юрий Азаров подчеркнул, что одна из самых важных задач, стоявших перед разработчиками новой редакции Таможенного кодекса, заключается в том, чтобы найти решение, как документу быть жестким по отношению к недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности и либеральным к законопослушным импортерам и экспортерам.
– Не станет ли сокращение срока прохождения грузов через таможню (3 дня вместо 10) обременительным для таможенников? Каким образом ГТК России планирует ускорить работу на таможнях?
– Таможенная служба работает в 11 часовых поясах. Экономические границы России охраняют 7 региональных таможенных управлений, 3 специализированных управления, 140 таможен, 576 таможенных постов. Граница с Казахстаном (7500 километров) не обустроена, многие пограничные переходы нуждаются в модернизации. В связи с этим мы считаем одним из главных своих достижений создание единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, которая позволяет контролировать начисление и взимание таможенных платежей, вести таможенную статистику внешней торговли и осуществлять информационную поддержку борьбы с нарушителями таможенного законодательства. К тому же таким образом мы уже автоматизировали финансово-хозяйственную деятельность таможенных органов.
В новом Кодексе срок прохождения товаров составляет 3 дня – это максимальный срок. Но на деле таможни должны будут 90% товаров оформлять день в день. Для этих товаров должен быть установлен режим "Yтром – документы, вечером – товар". Решить эту задачу позволит введение простых, понятных таможенных процедур и внедрение информационных технологий. Новое программное обеспечение позволит видеть движение товара и реализовывать технологию поступления таможенных платежей в режиме одного дня.
ГТК России должен обеспечить внедрение самых современных программных продуктов, используемых в таможенном деле. Для этой цели взят кредит $140 млн. во Всемирном банке. Таможенные органы также намерены содействовать расширению применения специальных пластиковых карт, которые упростят расчеты с таможней. Ускоряет работу и электронное декларирование, которое уже работает. Смысл его в том, что таможня будет видеть поступление платежа в режиме on line. То есть участник ВЭД, оплатив товар до его поступления на таможенную территорию, без задержки пересекает границу, имея при себе грузовую таможенную декларацию, по которой товар остается только доставить во внутренний таможенный орган и выпустить в свободное обращение. Таким образом, исключается задержка товара на складе в ожидании подтверждения таможенного платежа.
Первый заместитель председателя ГТК России Леонид Лозбенко подчеркнул, что руководство ГТК России поставило перед собой очень амбициозную задачу – к 2008 году иметь такую таможенную администрацию Российской Федерации, чтобы ее можно было назвать одной из лучших таможенных администраций в мире.
– Объясните, по каким критериям фирмы, проходящие таможню, будут распределяться по коридорам ("зеленый" и "красный" для добросовестных и недобросовестных плательщиков)?
– В ГТК России используется понятие "прозрачный" и "непрозрачный" участник ВЭД. Критерии для отнесения участника внешней торговли к "прозрачному" четко определены и документально оформлены. Это организации, имеющие таможенную и налоговую историю, стабильно работающие в сфере ВЭД в течение нескольких лет. На проверку грузов таких организаций не имеет смысла тратить усилия, они могут быть включены в "белый список" и проходить по "зеленому коридору".
Упрощенная схема не предполагает фактического контроля. Будучи уверены в чистоплотности организации, таможенные органы не будут проверять фуры, вагоны, суда, отслеживать качество документов. Это позволит сосредоточить максимальные усилия на недобросовестных участниках внешней торговли. К таковым относятся фирмы, уже замеченные в нарушении налогового или таможенного законодательства. Нельзя назвать "прозрачными" и фирмы, которые не представляют в налоговые органы налоговую отчетность, фирмы-однодневки или компании, зарегистрированные на утерянные документы или паспорта умерших лиц.
– Какой режим будет применяться к тем, кто попадает в "красный" коридор?
– Таможенное оформление и таможенный контроль товара компаний, которые нарушали таможенное и налоговое законодательство, фирм-однодневок и прочих сомнительных участников ВЭД будут проводиться тщательно, с соблюдением всех регламентных норм. По новому ТК таможенная служба имеет право разрешать получателю товаров помещать их на собственные склады, а не на лицензированные склады временного хранения или таможенные, как это было раньше. Но это будет касаться только добросовестных участников ВЭД.
– Не станет ли, с Вашей точки зрения, распределение импортеров по "коридорам" способом давления на них?
– С принятием новой редакции ТК таможенная служба России переходит к качественно новому этапу: "таможня для участников внешней торговли". Идеология Таможенного кодекса выстроена таким образом, чтобы участникам внешнеторговой деятельности было более выгодно работать открыто, по закону. И выгоду искать не в уклонении от уплаты таможенных пошлин, а в ускорении оборота товара.