|
Заседание бюро РСПП, от которого ждали едва ли не революционного манифеста, разрешилось засекреченным проектом письма президенту, которое, впрочем, секретом оставалось считанные часы. Текст, следует признать, большого впечатления не производит – невнятные жалобы на "отдельных политиков, поддержанных рядом силовиков", уверения в том, что "бизнес является позитивной силой", и обещания "навести порядок в собственных рядах" способны только внушить дополнительную уверенность в себе тем просто мыслящим товарищам, которые решили сделаться хозяевами джунглей. Говорят, что на заседании бюро сам Ходорковский просил коллег не искать милости Генеральной прокуратуры в деле освобождения заложника Платона Лебедева – дабы не легитимизировать произошедшее. Правда и в том, что из подобных просьб РСПП никогда ничего хорошего не выходило и "ЮКОС" мог решить обратиться к более эффективным приемам против лома. В прошлом году, когда были арестованы президент компании "СИБУР" Яков Голдовский и вице-президент Евгений Кощиц, РСПП отправлял целую делегацию к Владимиру Устинову, но уговорить генпрокурора выплюнуть уже почти зажеванную добычу, естественно, не удалось.
В последнее время РСПП вообще мало что удавалось. Проект реформы банковской системы Александра Мамута вызвал оживленную дискуссию в заинтересованных кругах, но никакого внятного законодательного воплощения не получил. Проект закона "О валютном регулировании и валютном контроле", написанный частично Кахой Бендукидзе и лоббировавшийся всеми силами РСПП, был отвергнут Думой в пользу много менее либерального правительственного варианта. Единственное, что смогло сделать бизнес-сообщество через подконтрольных депутатов, так это затормозить законопроект между первым и вторым чтениями и затеять оживленнейшую торговлю вокруг его отдельных положений. Проект радикальной реформы правительства им. Александра Шохина, предусматривающий сокращение числа министерств до девяти и массу иных антибюрократических новаций, также вызвал большое оживление в политических кругах, но дальше дело не пошло.
Главным смыслом существования РСПП как организации до сей поры считалась организация встреч крупнейших предпринимателей с президентом: прямая связь бизнеса с властью, возможность посмотреть в глаза друг другу, передача петиций, первые места в выпусках новостей, фотографии на память. Последнее мероприятие такого рода прошло в феврале, и на нем-то и разыгралась полная скрытого напряжения сцена, знаменитый обмен репликами о "Северной нефти" между Владимиром Путиным и Михаилом Ходорковским, в котором многие задним числом увидели пролог к сегодняшней драме. Состоится ли очередное мероприятие, будет ли кого приглашать, захотят ли приглашенные придти и, придя, решатся ли сказать хоть слово – ответы на эти вопросы столь же туманны, как и само будущее РСПП.
"Руководство Союза должно было не ждать просьб Ходорковского о помощи, а кричать и протестовать на каждом углу сразу после ареста Лебедева, – заявил одной из центральных газет "представитель правительственных кругов, известный своими правыми взглядами". – Реакция РСПП на события вокруг "ЮКОСа" – признак скорой гибели этого объединения и сигнал бизнесменам о том, что им пора думать о создании новой организации или партии". Нечто похожее заявляет из своего туманного далека и инвалид капиталистических войн Борис Березовский: "Есть вот это странное образование РСПП, которое последовательно всегда сдает своих... Да просто взять РСПП и из непонятного собрания превратить в реальную силу, защищающую бизнес-сообщество!".
Бывший клуб красных директоров, отформатированный олигархами под собственный профсоюз, был призван обеспечивать им респектабельную политическую витрину в лице почтенного Аркадия Ивановича Вольского и прямой канал связи с Кремлем на случай острой надобности. От второго вида услуг оказалось больше вреда, чем пользы, с витриной тоже вышло не все гладко. Пресловутая порода "политических тяжеловесов" типа Вольского и Примакова в полной мере продемонстрировала свою практическую "эффективность" в печальном деле ТВС.
Кстати, на том же заседании 9 июля, когда решено было взять на вооружение принцип "молчание – золото" в вопросе с "ЮКОСом", РСПП объявил о своем выходе из проекта "Медиа-социум". Несуразная конструкция на глиняных ногах и с глиняной же головой, дитя кремлевских фобий и олигархического эгоизма, прекратила свое мученическое существование. Никто из участников проекта не выполнял своих функций – крыша не крышевала, акционеры не платили. Обратите внимание, с какой последовательностью оперирует небесное правосудие. Вскоре после того, как канал ТВС отключили, на бизнес-сообщество обрушилась крупнейшая за все постъельцинские годы беда, причем собственно Ходорковский, заметим, в злосчастном проекте не участвовал, но это его не спасло. Аркадий Вольский, не смогший ни решить вопрос с лицензией, ни защитить своих подопечных от наездов Минпечати, понес значительный репутационный ущерб и вскоре, есть основания думать, лишится возглавляемой им организации.
Как ни соблазнительна мысль о мстительном призраке "уникального журналистского коллектива", мистики в этой последовательности событий почти что нет. Безответственность и склоки акционеров ТВС, малодушие и раскол в бюро РСПП суть проявления одного и того же симптома: отсутствия классовой солидарности, того инстинктивного чувства, которое выражается известной русской пословицей "свой своему поневоле брат". Возможно, за буйные прошедшие годы у всех членов бизнес-сообщества накопились в отношении друг друга основательные претензии, взаимные обиды и тягостные воспоминания. Возможно, сильно развитый хватательный рефлекс вытесняет из поля зрения настоящего олигарха грозную тень надвигающейся опасности и соблазн снять сапоги с убитого товарища заглушает инстинкт самосохранения.
Все это очень печально. Не одно общество было погублено тем, что перед лицом внешнего врага его элита с увлечением предавалась внутренним разборкам. При таких обстоятельствах турки в свое время взяли Константинополь, а татары разорили Киевскую Русь. Все это классические примеры – а тем, кто в истории не силен, можно напомнить о малоприятном персонаже из фильма "Мумия", который попытался договориться с ожившим чудовищем. Все равно его потом заживо съели жуки-скарабеи.
Материал подготовлен Центром репутационных технологий специально для "Yтра".