Бакинское клонирование выходит кособоким

Читать в полной версии →
Отстроенная в Азербайджане политическая система – сугубо авторитарная, и сохранить ее может только человек калибра Гейдара Алиева. Его сын Ильхам – откровенно слабый политик, который на эту роль не подходит




Вчерашнюю новость о назначении, а затем и об утверждении Ильхама Алиева премьер-министром Азербайджана стоит рассматривать скорее как медицинскую, чем политическую. О том, что нынешний глава государства Гейдар Алиев готовит своего сына в преемники, было известно давно, равно как и о том, что путь к такой преемственности лежит через кресло премьера. Однако обстоятельства, при которых Ильхам Алиев получил новую должность, свидетельствуют, прежде всего, о крайне серьезной ситуации со здоровьем его отца. Накануне Эдуард Шеварднадзе буквально похоронил главу Азербайджана, выразив его народу соболезнования; как выяснилось, поспешил – Алиев, даже если и был в крайне тяжелом состоянии, все еще жив и даже способен назначать преемников. Подобный конфуз мог произойти из-за тревожной и противоречивой информации, поступающей из турецкого госпиталя "Гюльханэ" – несколько раз оттуда просачивались сведения о перебоях в работе сердца 80-летнего Гейдара Алиева и даже о его клинической смерти. И потому экстренный сбор Милли Меджлиса (парламента), который должен был утвердить нового премьер-министра, и поспешность, с которой это было сделано (прежний премьер подал в отставку только через два часа после назначения Ильхама Алиева), взволновали лидеров оппозиции и наблюдателей: не стало ли произошедшее следствием фатального развития ситуации?

Согласно ныне действующей Конституции Азербайджана, право исполнения обязанностей главы государства в случае отставки президента, его неспособности исполнять свои обязанности или смерти принадлежит премьер-министру. Выборы в Баку намечены на 15 октября, и старт избирательной кампании не за горами. Будь Гейдар Алиев здоров, мало кто сомневался бы в результатах голосования. Однако более чем серьезные проблемы со здоровьем президента внесли в предвыборные расклады серьезные коррективы. Времени на передачу власти по наследству (о "демократических" процедурах говорит разве что официальный Баку) практически нет – отсюда нынешняя спешка.

Ильхам Алиев – личность в республике известная, но отнюдь не популярная. Первый вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана, президент Национального олимпийского комитета, глава азербайджанской делегации в ПАСЕ, он приобрел имидж, свойственный скорее плейбою, чем серьезному государственному деятелю. Оппозиция, обвиняющая клан Алиевых в серьезных финансовых злоупотреблениях, отводит Ильхаму роль главного коррупционера, человека, предпочитающего широко тратить нечестно заработанные нефтедоллары в зарубежных казино и ресторанах. С другой стороны, Ильхам последние год-полтора всегда виднелся за спиной своего отца в ходе международных встреч. Таким образом, он, в некотором роде, уже лицо будущей власти – по крайней мере, для внешнего мира.

Бытует мнение, что кандидатура Ильхама как наследника власти Гейдара Алиева в свое время была принципиально согласована нынешним азербайджанским президентом с Москвой. Та, якобы, дала согласие поддержать сына Алиева в новом статусе в обмен на лояльный России внешнеполитический курс Азербайджана. Однако в достоверности подобного соглашения существуют определенные сомнения. С одной стороны, выпускник, а затем и преподаватель московского МГИМО Ильхам Алиевич Алиев, человек, прекрасно владеющий русским и – не частое явление на постсоветском пространстве – предпочитающий говорить на этом языке в собственной семье, – не самая плохая кандидатура для Москвы, для которой Азербайджан всегда был и останется главным геополитическим узлом в Южном Закавказье. С другой – и этого мнения придерживаются большинство аналитиков, – масштаб личности Ильхама Алиева не сопоставим с масштабом личности его отца, более того, Ильхам Алиев – откровенно слабый политик и администратор. При этом надо понимать, что отстроенная его отцом политическая система – сугубо авторитарная, и сохранить ее может только человек калибра Гейдара Алиева. Ильхам на эту роль не подходит, а что хуже всего, рядом с ним нет и не будет людей, способных восполнить отсутствие волевых качеств у новоиспеченного наследника.

На деле это может означать только одно: с момента прихода к власти Ильхам Алиев столкнется с жестким противодействием оппозиции, причем как "промосковской", так и националистической или даже фундаменталистской. Подобное противостояние в условиях так и не разрешенного конфликта в Карабахе может вызвать в республике очередной всплеск анархии и насилия. И потому многое, что случится в Азербайджане этой осенью, будет зависеть от действий сил, находящихся далеко за его пределами.

Александр КРАЙЧЕК |
Выбор читателей