|
Что касается основной темы, которой, собственно, и была посвящена конференция, Илларионов не оставил собравшимся никаких оснований опасаться повторения событий 98-го года, заявив: "Риск девальвации рубля в настоящее время близок к нулю". По его словам, валютные резервы сегодня значительно превышают объем денежной базы, и если Банк России не предпримет неожиданно "каких-либо особых экстремальных усилий", ни о какой девальвации говорить не придется. Нет оснований опасаться и дефолта, ибо "долговые обязательства обслуживаются в полном объеме, частично даже с опережением графика".
Затем Андрей Илларионов перешел к более актуальным проблемам и для начала остановился на одной из любимых своих тем – инфляции. По его словам, в 2003 г. шансы удержать инфляцию в рамках официального правительственного прогноза (12%) пока сохраняются, но очень невелики, и для этого "потребуются значительные усилия". Однако наибольший интерес представляет, пожалуй, та часть выступления, которая была посвящена последствиям и урокам последней аварии североамериканской энергосистемы.
Как и следовало ожидать, от американских событий Илларионов плавно перешел к своей самой любимой теме – реформе российской энергетики "по Чубайсу", заявив, что реформирование электроэнергетики России по утвержденному варианту опасно и произошедший в США энергетический кризис подтверждает это.
По мнению советника президента, авария в США не имеет отношения к форме собственности или характеру рынка электроэнергии. При этом, правда, он поспешил напомнить, что в свое время в Америке было произведено горизонтальное разделение энергетической системы и некоторое время в отдельных штатах действовали ограничения на инвестиции в развитие сетей. Сейчас в США говорят о необходимости развития сетей, резервных мощностей, а также о необходимости расширения переброски энергии между штатами. Что касается России, то здесь, по словам Илларионова, плотность населения ниже, а следовательно, резервные мощности еще меньше, что увеличивает опасность сбоев. В связи с этим выступающий обратил внимание на выводы американских и российских экспертов, суть которых в том, что наиболее высокого уровня надежности энергоснабжения можно добиться при вертикальной интеграции энергокомпаний.
Подобные заявления были ожидаемы, учитывая занимаемую Илларионовым позицию в отношении реформы российской энергетики. Однако в сложившейся ситуации вряд ли правильно заниматься прямым проецированием американских проблем на российские условия. Дело в том, что российская и американская энергосистемы принципиально отличаются друг от друга.
Российская система является высокоцентрализованной, а связь между ее отдельными частями – достаточно надежной, американская же строится на базе региональных подсистем, связь между которыми достаточно слаба. Реформирование российской энергетики не предполагает децентрализации и разделения магистральных сетей, находящихся в собственности ОАО "Федеральная сетевая компания" (ФСК). Посему, как заявил глава правления ФСК А.Раппопорт, "авария, подобная североамериканской, в энергосистеме России маловероятна, а системных аварий такого масштаба, как в США и Канаде, в электроэнергетике России и Советского Союза никогда не было, и вероятность их возникновения крайне невелика".
Таким образом, намеки Илларионова на то, что реформа РАО ЕЭС может спровоцировать опасность повторения в России североамериканского энергетического кризиса, больше похожи на попытку найти яркое подтверждение собственной позиции по вопросу реформирования энергетики, нежели на искренние опасения.