Россия в роли космической служанки

Читать в полной версии →
Наша страна, похоже, уступает другим призовое место в гонке космических технологий и переходит в разряд обслуживающего персонала: делает, в основном, ракеты-носители для иностранных спутников




О том, кто есть кто в современной мировой экономике, можно судить, не вдаваясь в сводки макроэкономических показателей и даже не интересуясь рейтингами международных агентств. Чтобы оценить в общем состояние экономики практически любой крупной страны, достаточно выяснить, какова ее космическая программа. А таковая найдется сейчас у любого правительства, у которого есть за душой хотя бы несколько миллиардов бюджета. Впрочем, нас в большей степени интересуют крупные игроки, чьи программы наиболее реальны и отражают их реальный "вес" в современном мире.

В середине октября настоящий прорыв в этой области совершил Китай, отправив в космос тайкунавта и использовав для этого ракету собственного изготовления. Причем руководство КНР уверяет, что это только начало. До конца 2005 г. Китай намерен запустить пилотируемый корабль с двумя космонавтами на борту, сообщил недавно главный конструктор Национальной программы пилотируемых космически полетов Ван Ючжэн. После этого Поднебесная займется освоением технологий стыковки космического корабля с орбитальными аппаратами, запустит свою космическую лабораторию, а затем и станцию, на которой будут работать китайские космонавты.

Не отстает и Индия. Своих граждан в космос она пока отправлять не собирается, зато в ближайшие пять лет запустит 35 научно-исследовательских спутников – столько же, сколько за все предшествующее время космических исследований (с 1972 года). А на 2008 г. планируется запуск спутника "Чандраян-1" к Луне (стоимость проекта оценивается в $82,5 млн). Свои спутники стали запускать и многие другие страны. Однако по сравнению с полетом космонавта спутники – все-таки не то, ведь это полет "в один конец" (да, как правило, еще и с помощью "импортной" ракеты-носителя), а человеку надо еще и на Землю вернуться! Поэтому можно сказать, что Китай достиг наибольших успехов среди новоиспеченных космических держав. И это вполне соответствует его экономическим достижениям и тому, что говорят эксперты о перспективах китайской экономики: не за горами то время, когда по объему ВВП Китай обойдет США. По уровню бюджетных расходов на науку КНР уже входит в число мировых лидеров.

Итак, космос показывает, что Китай и Индия – основные претенденты на экономический авторитет в XXI веке. А вот нынешние лидеры – не в лучшей форме, как в экономике, так и в космосе. США "сняли с линии" свои шаттлы после трагедии с "Колумбией", что притормозило американские космические программы. Впрочем, эта заминка не случайно совпала с периодом экономических проблем. А в Европе космические программы вообще сокращают, и довольно радикально. Так, Европейское космическое агентство (ЕКА) на днях заявило, что вынуждено отказаться от уникальной программы по исследованию глубин Вселенной. Для нее требуется 200 млн евро, которых просто нет. Причем это уже не первый случай, когда у ЕКА возникают проблемы с финансированием. Европейские политики, по словам профессора Саутвуда, возглавляющего научную программу ЕКА, "с опаской смотрят" на собственную космическую программу. "Политики никак не могут понять, что все вместе европейские страны богаче США и могут позволить себе такую программу. Политики все делают с оглядкой на Америку. А ведь это уникальная европейская программа, и, сворачивая ее, мы оказываемся в несколько унизительном положении. Это отрицание факта, что мы – цивилизованное, развитое и, добавлю, богатое общество".

Запуск космического корабля, да тем более с человеком на борту, является вожделенной целью любого современного государства, поскольку это очень престижно. Хорошо быть членом ВТО, еще лучше – членом ОЭСР и кредиторских клубов. Это весьма почетно и выгодно в чисто практическом плане. Еще почетнее быть членом ядерного клуба, хотя это не так просто, да и небезопасно. А вот стать космической державой – в чем-то сродни обладанием парой сотен "кацэ" или желтыми штанами на планете Плюк. Причастность к космическим исследованиям дает стране право считаться представителем "высшего общества", а к престижу добавляется возможность разрабатывать военно-космические технологии.

Наша страна, похоже, уступает другим свое призовое место в гонке космических технологий и переходит в разряд обслуживающего персонала: делает, в основном, ракеты-носители для иностранных спутников. Это, конечно, тоже немаловажное дело, к тому же очень прибыльное. При своей высокой надежности и относительно низкой стоимости российские ракеты-носители пользуются все большим спросом на мировом рынке "пусковых услуг". Помимо традиционных взлетов "Прогрессов" и "Союзов" с Байконура, уже выполнено 11 коммерческих запусков ракеты "Зенит" в рамках российско-американского проекта "Морской старт". Еще более перспективное дело – российско-европейская программа запусков ракет среднего класса "Союз" с французского космодрома Куру. Вице-премьер РФ Борис Алешин уверен, что этот проект уже в ближайшие несколько лет принесет России прибыль в 1 млрд евро.

И как же в этой космической ситуации отражается наша экономика? Если у США и ЕС она последнее время действительно не блещет показателями, то в России-то что за беда? В стране не первый год подряд устойчивый экономический рост, нефтедоллары текут рекой, правительство обещает постоянное увеличение финансирования космических программ... Однако при этом руководство корпорации "Энергия" недавно проинформировало партнеров, что запуск очередного "Прогресса", а затем и других кораблей для обеспечения программы МКС в 2004 г. находится под угрозой срыва – нет средств.

Вывод напрашивается только один: как индикатор перспектив экономики, космическая программа России свидетельствует о том, что перспективы эти у нас – не супер. По крайней мере, о стабильном поступательном развитии говорить рано.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей