|
Основная особенность нынешней кампании – ее краткость, если не сказать лаконичность. До этого года "Оскары" вручали в конце марта, а нынешний високосный увидит лауреатов уже 29 февраля. Академики надеялись, что сокращение "наградного сезона" позволит избежать скандалов и агрессивных рекламных кампаний, на которые особенно щедра была студия Miramax.
Другое новшество – война с пиратами, изрядно напугавшими Голливуд. Сначала сгоряча запретили посылать голосующим академикам фильмы-номинанты на видео и DVD – чтобы не допустить утечки копий в Интернет. Тут возмутились независимые и небольшие студии – они опасались, что при таком раскладе их продукцию просто никто не заметит. А как быть, если картины выходят в ограниченный прокат? Финансовой возможности устраивать показы специально для академиков нет, а рекламный бюджет невелик.
Судебный процесс против так называемого screener ban "независимые" выиграли, однако всех членов киноакадемии попросили подписать соглашение о том, что они не допустят утечки представленных материалов. Несколько копий в Сети все же выплыли, за расследование взялось ФБР, и вскоре миру был предъявлен козел отпущения – Кармэн Кариди, академик с более чем 20-летним стажем, снимавшийся во второй и третьей частях "Крестного отца" и сериале "Полиция Нью-Йорка". 70-летний актер признался, что отправил видео шестидесяти с лишним картин своему другу, жителю Иллинойса, который их копировал, переводил в DVD-формат и выкладывал в Интернет. Кассеты возвращались Кариди. Примечательно, что последний не получал денег за копируемые фильмы. По его словам, он всего лишь хотел сделать приятное другу, которого считал безобидным киноманом. Теперь добросердечного актера судят сразу две студии, Warner Bros. и Columbia, а в довершение всего он показательно исключен из рядов киноакадемии.
Что же касается номинантов, то здесь картина следующая. Букмекеры, принимающие ставки, говорят, что лидером гонки в категории "лучший фильм" является "Властелин колец", у которого целых 11 номинаций – правда, среди них нет ни одной актерской. Велики шансы и у фильмов "Хозяин морей: на краю земли" и "Таинственная река" – эта лента Клинта Иствуда получила к тому же три актерские номинации. Любопытно, что в пятерку лучших фильмов попал "Фаворит". Победа его маловероятна, но налицо свидетельство удачной рекламной кампании. Обычно на "Оскаре" соревнуются картины, вышедшие в прокат в ноябре-декабре, но студия Universal не позволила забыть, что "Фаворит" – хорошее кино, хоть и прошло по экранам еще летом.
Полны сюрпризов актерские номинации. Такие признанные звезды, как Николь Кидман, Том Круз и Рассел Кроу, в них не попали. Впрочем, от их отсутствия конкуренция не стала менее острой. У мужчин основные симпатии могут разделиться между Шоном Пенном ("Таинственная река") и Биллом Мюрреем ("Трудности перевода"). У любимца публики Джонни Деппа мало шансов, несмотря на дреды, золотые зубы и большой авторитет среди пиратов Карибского моря. У прекрасных дам лидирует пока Шарлиз Терон, бывшая фотомодель из Южной Африки, которая ради картины "Монстр", где она играет серийную убийцу, набрала вес и изуродовала себе лицо "рябым" гримом. Заставила говорить о себе и 13-летняя Кейша Кастл-Хьюз: жительница Новой Зеландии, наполовину маори, она стала самой юной претенденткой на "Оскар" в номинации за лучшую женскую роль за всю историю этой премии.
Вообще "Оскар" в этом году на диво многонационален: на премию за лучшую мужскую роль выдвинут японец Кен Ватанабе ("Последний самурай"), иранская актриса Шохрен Агдашлу может получить статуэтку за лучшую роль второго плана ("Дом из песка и тумана"; режиссер – уроженец Киева Вадим Перельман), а Джимон Хонсу, родившийся в Бенине, претендует на "Оскар" в аналогичной "мужской" категории. Возможно, его появление в числе номинантов – реверанс Академии в сторону защитников прав афроамериканцев, которые из года в год скрупулезно подсчитывают количество чернокожих кандидатов на награды.
Бразильский режиссер Фернандо Мейреллеш, обнаружив свой фильм "Город бога" (снятый на португальском языке) сразу в четырех номинациях – за режиссуру, сценарий, операторскую работу и монтаж, – предположил, что академики сошли с ума. После чего добавил, что картина, вообще-то, была "продуктом коллективного труда": в титрах фильма числится два режиссера – он сам и Катя Лунд. Последняя почему-то оказалась в полном забвении и не скрывает обиды. На самом деле киноакадемия упустила случай вписать 2004 год в историю – еще никогда в режиссерских номинациях не сталкивались две представительницы прекрасного пола. Да что там: София Коппола, отмеченная в этом году за "Трудности перевода", всего лишь третья женщина, фильм которой претендует на "Оскар" за лучшую режиссуру. И первая американка: до нее были новозеландка Джейн Кэмпион ("Пианино", 1993 год) и итальянка Лина Вертмюллер ("Семеро красавиц", 1976). Фрэнсис Форд Коппола может гордиться своей дочерью, хотя "Оскар" ей вряд ли достанется: скорее всего, его унесут с собой Клинт Иствуд ("Таинственная река") или Питер Джексон ("Властелин колец").
Грустен и печален только Харви Вайнштейн, глава Miramax. Впервые за последние 12 лет ни одна картина этой студии не вошла в пятерку номинантов на "Оскар" за лучший фильм. Надеждой продюсеров была "Холодная гора", однако ее семь номинаций никого не утешили – шансы на что-то заметное есть разве что у Рене Зельвегер, попавшей в категорию "лучшая женская роль второго плана". Вайнштейн винит во всем изменившееся расписание "Оскаров": по старинке "Гору" выпустили в прокат под Рождество и потому не успели устроить ей достойную рекламную поддержку. В будущем, вероятно, потенциальные кандидаты на премию киноакадемии будут выходить в прокат пораньше – в ноябре. Если и удастся звездам попировать в этом году на уже традиционной оскаровской вечеринке Miramax, то причиной будет тот же "Город бога", который студия купила для проката в США более года назад и долго придерживала.
Российское присутствие в номинациях чисто виртуальное. "Возвращение" в пятерку претендентов на "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке не вошло, его опередили ленты из Канады ("Вторжение варваров"), Чехии ("Желары"), Японии ("Сумрачный самурай"), Швеции ("Зло") и Нидерландов ("Сестры-близнецы"). Остается радоваться за бывшего почти-соотечественника Перельмана и гадать, увидят ли когда-нибудь у нас короткометражную документальную ленту "Сердце Чернобыля", снятую режиссером ирландского происхождения Марианн ДеЛео. В октябре 2002 г. она сопровождала делегацию международного благотворительного фонда в путешествии по зараженным районам России и Беларуси.