|
Все началось еще 19-го, в субботу вечером, когда более 20 автомобилей и экипажей двинулись от здания мэрии через исторический центр Москвы до Лужнецкой набережной. А в воскресенье, в парке у Лужников, каждый желающий мог принять участие в фестивале. Воскресенье также порадовало мини-ралли под аккомпанемент джазовых оркестров и вечерним шоу с артистами эстрады.
На входе в парк самодвижущийся экипаж рубежа XIX и XX веков. Несуразная черная каракатица с частично утраченным креслом-сиденьем. От такого испуганные английские пешеходы защищались зонтами и тростью. Не помогало. Впрочем, потом привыкли. Да и сами автомобили все больше стали походить на элегантного железного друга, сверкающего лаком и хромом.
Американские и европейские машины модельного ряда до 1960 г., поэтому никаких японцев с их страстью к унификации. Отечественная автоиндустрия в виде ГАЗов и ЗИСов. Может, советская бюрократия и была обезличена, но ее машины неизменно выделялись. Организатор – Московский Спортивный клуб при поддержке правительства Москвы (фото весело ухмыляющегося Лужкова за баранкой на видном месте) провозгласил элегантность одним из принципов отбора на выставку. "Аура аутентичности" должна сохраняться на каждом экспонате.
С аурой получилось очень даже занимательно. Маленький фурор наделал "Роллс-Ройс", лениво заехавший на выставку уже после всяких там ралли, как и подобает первому среди равных. Любители и профессионалы сразу же набросились на раритет, отчаянно защелкали затворами фотоаппаратов. А посеребренный шедевр, медленно преодолевая толпу, встал в тени. Тут и выяснилось, что это… Bentley, а вот радиатор у него как раз от "Ройса".
"Бентли Сильвер Клауд I" 1960 г., последняя модель первого года выпуска. Уникален не только тем, что в России таких днем с огнем, но и тем, что это первый "Бентли", для которого английский концерн сам сделал кузов. До этого кузова заказывали другим производителям. Цена его, по словам местных знатоков, точному измерению не поддается. Всё спутал "не родной" радиатор. Со своим в состоянии "fine" мог дотянуть и до 200 тысяч долларов.
Следующая толпа концентрировалась вокруг длинного красного "Шевроле Импала" 1959 года. Предположениям не было предела. "Наверное, на ней гангстеры ездили", – гадала журналистка с телевидения; еще кто-то опознал в ней "ту машину, которая ездила в фильме и всех убивала". Сомнения развеял Виктор Макушкин, директор отдела раритетных автомобилей одного московского автоконцерна, представляющий эту машину на фестивале. Никакие гангстеры на ней не ездили, они "Кадиллаки" предпочитали. А вот, элегантнее машины, по его мнению, просто не существует. "Да вы послушайте, какой звук", – сказал Виктор, заводя "Импалу". "А-а-а!" – с неподдельной завистью промычала в ответ толпа. "А как она немного покачивается, замечаете?" – спросил Макушкин. "Замечаем, замечаем", – выдохнули зрители. Им всем тоже хотелось покачаться. Кстати, в России "Импала" больше нет, только эта ...
Потенциальные бандиты не остались без своего авто. Американский "Кадиллак Флитвуд" 1963 г., прообраз советского представительского ЗИЛа-111 Г, занял нишу машин для гангстеров. Детишки, напротив, с удовольствием ползали по "Виллису" 1943 г. выпуска с муляжами автомата ППШ, выдаваемого владельцем.
А как вам "Ягуар XK 120" 1949 г. – спортивный автомобиль-легенда? Рядом "Фиат" 1939 г. с тремя рядами сидений, работавший в фашистской Италии как такси. А послевоенный кабриолет "Мерседес 300 S" 1953 года? Таких машинок выпустили всего-то 203 штуки, так как покупательская способность немцев после Второй мировой войны резко упала. Около 70 штук раритетов на квадратный километр.
В довершение всего с десяток мотоциклов, включая редкий мотороллер "Вятка" и даже ЗИС-150, автомобиль-цистерна, приспособленный для тушения пожаров при низких температурах.
Основная часть старинных авто пока принадлежит музеям и клубам Москвы. В начале 90-х гг. Россия активно продавала свои раритеты за границу. А сейчас, процесс обратный. Поэтому появились у эксклюзивных моделей и частные владельцы. А по признанию специалистов, число покупателей супермашин растет в геометрической прогрессии. Если год назад в автосалоны, торгующие автоантиквариатом, приходило по одному человеку в неделю, то через полгода по два-три, а сейчас по семь-девять. На фестивале почти половина шикарных машин осталось за частниками. А из категории самых-самых почти все принадлежат солидным коллекционерам.
Фестиваль ретроавто – редкая возможность для владельцев старинных машин показать свой товар лицом. К сожалению, как констатировал один коллекционер, в Москве 2 млн водителей и 200 тысяч из них абсолютно сумасшедшие. Едете вы на своем раритете, а в лоб вам джип. Вот и стоят машины по ангарам да гаражам, в отличие от Европы, где ездили бы как миленькие.
Пожалуй, несколько неадекватно на фоне ретровеликолепия на колесах смотрелись только неизменные для таких выставок советские автобусы из коллекции Мосгоравтотранса. Эдакая трудовая мозоль на аристократических ладонях выставки. Впрочем, весь антураж неспешного ретро нивелировал подобные проявления. Джаз, фокстрот, дефиле ретроодежды и выставка дамских шляп довоенной эпохи. Эх, надо было бы вместо пива шампанское продавать!