|
Вроде бы и конфликта-то никакого нет, расстались мирно и полюбовно. Вот гендиректор ГАБТа Анатолий Иксанов заявляет, "певец не востребован в репертуаре коллектива, но мы с уважением относимся к Николаю как к концертирующему эстрадному артисту и желаем ему на этом поприще новых успехов". Впрочем, звучит это хотя и не вызывающе, но с подковыркой. Мол, пой, дорогой народный артист России, себе на эстраде, в компании больших и малых звезд, а к нам не суйся. Нет, мол, в тебе оперного потенциала, и все тут.
Кто-то непременно воспримет это как оскорбление народному любимцу, кто-то ехидно потрет руки и с издевкой скажет: "Гнать таких оперных певцов со сцены!" Сам Басков посетовал на то, что его "творческие планы не совпали с репертуарной политикой Большого театра". И тем не менее он гордится тем, что "имел возможность выходить на эту великую сцену и петь для своих зрителей". В общем, сделал хорошую мину при известной игре.
Шесть лет прошло с тех пор, как молодого тенора приняли на контрактной основе в труппу Большого театра. И сколько же партий спел он за этот немалый срок на "прославленной сцене"? Многих, я полагаю, ответ удивит. Всего три: Ленский, Моцарт и Измаил в "Набукко". Как только певец начал свои выступления, его ни с того, ни с сего стали сравнивать с кумирами прошлых лет – Сергеем Лемешевым и Иваном Козловским (с первым почему-то чаще). Да, спорить трудно, тенора никогда не были обделены вниманием поклонниц. В этом отношении Басков, конечно, похож на своих предшественников. Но во всем остальном, смею утверждать, нет. Конечно, творческие планы того же Лемешева тоже иногда не совпадали с планами Большого театра. Так, на заре своей карьеры ему показалось выгоднее не принимать предложение петь вторые партии на сцене Большого, а поехать в Свердловск и там в течение двух лет напевать себе репертуар, порой, в чужих костюмах. Пять лет (проработав еще сезон в Харбине и два в Тбилиси) готовился певец к тому, чтобы выступить на сцене, о которой он мечтал. И место ему на ней нашлось даже несмотря на то, что тогда в театре с лирическими тенорами проблем не было.
Опера, да будет вам известно, с итальянского переводится как труд. Именно этим певцы в прошлом завоевывали репутацию. Сейчас, конечно, тоже такое случается, но, как видно, не всегда. Какие могут быть творческие планы у Николая Баскова, которые, по его выражению, "не совпали с репертуарной политикой театра"? Давно, в одном из интервью на радио начинающий певец говорил, что хотел бы спеть партию Каварадосси в "Тоске". Опера в Большом идет, Басков в ней почему-то не поет. Когда только театр решился ставить "Летучего голландца", Баскову предложили партию Эрика. "Голландец" идет, Басков снова не поет. В репертуаре театра была и "Травиата", и "Богема", в которых молодому певцу место нашлось бы. Не выступил он ни в "Макбете", ни в "Руслане и Людмиле", ни в других спектаклях, в которых есть теноровые партии. О каком несовпадении политики и планов, позвольте спросить, идет речь?
Да, надо отдать должное, "Евгений Онегин" с участием Баскова и поставленный (вернее, возобновленный) чуть ли не на него шел не без успеха. Певцу удалось влить в него свежую кровь и этим выгодно отличиться от своих партнеров. Но часто ли шли спектакли с его участием? Отнюдь. Посудите сами, может ли позволить себе театр ставить оперы каждый раз на певца, который чаще появляется на сцене концертного зала "Россия" или на телеэкране, чем на подмостках театра?
Сегодняшний "добровольно-принудительный" уход Николая Баскова из Большого театра я склонен был бы вообще рассматривать как акт полной дисквалификации, если бы, пожалуй, не одно обстоятельство, в котором мне придется сослаться на авторитет. И авторитет немалый. Сейчас Николай Басков находится на стажировке у знаменитой Монсеррат Кабалье и имеет двухгодичные контракты с двумя испанским театрами -барселонским "Лисео" и мадридским "Театро Реаль".
Получается, все в этой истории закономерно. Большой театр избавился от балласта, который запросто мог со временем и при известных условиях превратиться в украшение главной оперной сцены страны. Баскову развязали руки, что впрочем, не сильно ему мешало. Не очень-то, видимо, он дорожил тем, что его так вот сразу после Гнесинки взяли в театр. Поматросить и бросить – легче всего, вернуться – сложнее...