|
Напомним, что 20 января на заседании правительственного Совета по конкурентоспособности ряд крупных бизнесменов, менеджеров и экономистов заявили о критическом ухудшении делового климата из-за силового вмешательства государства в институты собственности. Резкой критике подверглись некомпетентные действия и произвол судебных и налоговых органов, а также некорректность налоговых нормативов и законодательства.
Ни Фрадков, ни кто-либо из министров не смогли тогда дать более-менее вразумительный ответ, и поднятый вопрос на какое-то время повис в воздухе. Как показали последние события, время это оказалось недолгим. На прошлой неделе о необходимости снижения воздействия власти на бизнес заговорили министры экономического блока, открыто признавшие, что ключевым фактором замедления экономики РФ является кризис доверия между бизнесом и властью. У предпринимателей появился шанс увидеть свет в конце туннеля, однако для завершения картины не хватало последнего штриха – одобрительного заявления первых лиц государства, проникнувшихся ситуацией. Судя по всему, "наверху" проблемой действительно прониклись. Сначала президент поддержал Александра Жукова и Алексея Кудрина, пришедших к нему с запиской, в которой предлагается обезопасить бизнес от произвола налоговиков. А "последний штрих" нанес в минувшую пятницу премьер-министр.
Как заявил Михаил Фрадков в ходе своего выступления на коллегии ФСБ, в деле обеспечения экономической безопасности страны правительство рассчитывает на помощь данной структуры. По словам Фрадкова, от ФСБ требуется обеспечение правительства своевременной информацией, необходимой для принятия последним качественных решений. "Нам нужна информация внутри страны и из-за рубежа, чтобы мы развивали экономику и не выстраивали барьеры для развития бизнеса", – объяснил глава кабинета министров.
Темой выстраивания "барьеров" премьеру, очевидно, пришлось проникнуться после все того же скандального заседания Совета по конкурентоспособности, когда ему так и не удалось найти ответы на поставленные бизнесменами вопросы. Апелляция к ФСБ может говорить о многом – и о разном...
В целом, идея не нова – в свое время в СССР крупные экономические проекты реализовывались под "опекой" силовиков. Понятно, что и времена, и условия, да и сама экономика тогда были совсем другие, но некая преемственность все-таки не может не просматриваться.
Какая информация может потребоваться от чекистов для принятия правительством "качественных" решений, можно только догадываться. Невольно напрашивается вопрос: насколько качественней могли бы оказаться решения о монетизации льгот или пенсионная реформа, помогай ФСБ правительству с самого начала.
Заведя столь скользкий разговор, премьер все же поспешил оговориться, подчеркнув, что, "используя возможности отдельных структур и подразделений, ФСБ не должна создавать преимущества одним компаниям по сравнению с другими". Здесь глава правительства практически попал в точку. Ни для кого не секрет, что силовые структуры, начиная от патрульных милиционеров и заканчивая всевозможными спецслужбами, активно используются бизнесменами для борьбы с конкурентами и решения прочих "околоэкономических" задач. Подобная практика много лет назад была порождена самим бизнесом, и заложниками ее сегодня являются как сами предприниматели, так и представители силовых структур. Правда так и осталось непонятным, почему силовики должны будут вдруг взять и перестать "создавать преимущества одним компаниям по сравнению с другими", если эти самые "одни" за это платят.
Подводя итог, можно констатировать, что посыл представителей бизнеса все-таки дошел до самого верха и там задумались над ответом. Судя по неоднозначным заявлениям министров-экономистов и главы правительства, прийти к единому ответу пока не удается – варианты довольно полярны. Ждем-с...