Фото AP |
В основе "революции", которую не без восторга продолжают обсуждать наблюдатели, лежат, как три кита, три основных вывода.
Вывод первый и самый главный: президент поддержал предложение бизнеса сократить срок давности по приватизационным сделкам. "В целях стабилизации отношений собственности и недопущения каких-либо возвратов к теме ее передела считаю возможным поддержать предложение об уменьшении срока давности по приватизационным сделкам с 10-ти до 3-х лет. Речь идет о всех приватизационных сделках, совершенных и юридическими лицами, и гражданами Российской Федерации", – заявил глава государства. Учитывая, что основной объем приватизационных сделок (включая залоговые аукционы) приходится на период 1995-96 гг., можно предположить, что президент готов убрать висящий над крупным бизнесом дамоклов меч знаменитого доклада Счетной палаты, посвященного нарушениям в ходе процесса приватизации. Напомним, что в соответствии с этим документом теоретически под вопрос могут быть поставлены практически все крупнейшие приватизационные сделки середины 90-х.
Второй немаловажный вывод сводится к тому, что президент готов содействовать упрощению режима размещения российских ценных бумаг за пределами России и участию отечественных компаний в приватизационных сделках за рубежом.
И, наконец, Путин дал понять представителям бизнеса, что готов взять под личный контроль решение налогового вопроса, что было расценено некоторыми аналитиками фактически как начало подготовки налоговой амнистии. Президент, по его словам, разделяет опасения бизнеса о том, что снижение ставок при сохраняющемся субъективизме в налоговом администрировании не принесет положительных результатов. Суммарное налоговое бремя в этом случае останется неизменным, так как выпадающие из-за пониженных ставок доходы будут компенсироваться за счет "активности" налоговых органов. Учитывая складывающуюся в сфере налогового администрирования ситуацию, упорядочение процесса проверок, доначисления налогов, пеней и штрафов, а главное – обеспечение презумпции невиновности налогоплательщиков, действительно, можно расценивать как своего рода налоговую амнистию.
Что же подвигло российского президента на грандиозный "аттракцион неслыханного либерализма"? Причины тому лежат не столько в экономической, сколько в политической плоскости. Даже сверхвысокие мировые цены на нефть не способны обеспечить экономике нужных темпов развития в случае падения деловой и инвестиционной активности, а главной причиной такого падения послужили всем известные действия властей в отношении представителей бизнеса.
Отрезвляющим душем для Кремля стали последние события в странах СНГ, приведшие к смене правящих режимов. Власть, похоже, осознала, сколь хрупким и непостоянным может оказаться рост, базирующийся только на сырьевой конъюнктуре, – это подтверждается тем, что президент открыто выразил обеспокоенность наметившимся снижением темпов экономического развития. Падение деловой и инвестиционной активности может привести к ухудшению экономической ситуации и втягиванию российских капиталов в политическую борьбу.
Тем не менее, преждевременно считать, что сказанное Путиным в минувший четверг способно враз улучшить отношения бизнеса к власти. Практическое значение продекларированных президентом принципов не так уж и велико. В самое ближайшее время истекает 10-летний срок давности по большинству основных приватизационных сделок, и взяться за всех "нарушителей" под предлогом нарушения правил приватизации объективно не остается времени. В течение же последних трех лет, за редким исключением, крупных приватизационных сделок просто не происходило. Более того, "дело "ЮКОСа" показало, что для перетряхивания приватизационных "скелетов в шкафах" вовсе не обязательно отталкиваться от самого процесса приватизации – в условиях сегодняшней работы судебной и правоохранительной системы по стопам "ЮКОСа" можно пустить практически любую компанию, невзирая ни на какие сроки.
Что касается предполагаемого облегчения вывоза бизнесменами средств, предназначенных для покупки зарубежных активов, это решение назревало давно и фактически узаконивает процесс, имеющий место не один и не два года. В мире давно разработаны сотни способов, позволяющих инвестировать российские средства в иностранные активы. Это давно и хорошо известно юристам и финансистам, ну и, конечно же, любителям английского футбола. Единственное, что могло бы сделать государство во благо общего развития, так это разработать и принять грамотные правила такого инвестирования. Судя по тому, что президент заявил о готовности к такому шагу, можно предположить, что государству проще обеспечить бизнесу механизм инвестирования за рубеж, чем облегчить вложения в отечественные активы. Этот шаг также может говорить о попытке "мирными" способами отдалить бизнес от занятия политикой (в России без этого никак). Немаловажно и то, что легализация зарубежных инвестиций делает этот процесс, как и сами финансовые потоки, полностью прозрачными, позволяя государству на законных основаниях осуществлять за ними контроль. Примерно то же самое относится и к налоговым инициативам: упорядочение налогового администрирования и вовлечение бизнеса в справедливую и понятную систему налогообложения делает капиталы более прозрачными, а следовательно, и более контролируемыми.
Таким образом, "революционность" президентских предложений на самом деле является попыткой удержать бизнес от "необдуманных" решений путем создания ему относительно нормальных условий существования. Жаль только, что на вменяемые решения Кремль толкает не здравый смысл, а потенциальная угроза собственной власти.