"Буржуазный" музей стал ближе к народу

Читать в полной версии →
В результате долгой и кровопролитной борьбы Музею изобразительных искусств им. Пушкина удалось отхватить целый квартал разношерстных руин, расположенных между Волхонкой и Кремлем


Фото: museum.ru



В последнее время крупнейшие московские музеи охватила настоящая гигантомания. После того как Государственная Третьяковская галерея вольготно разместилась в двух филиалах, выяснилось, что основные художественные сокровищницы столицы, основанные более века тому назад, невообразимо страдают от нехватки выставочных площадей.

В конце XX столетия московские музеи начали отчаянную борьбу за драгоценную землю и памятники архитектуры, расположенные в центре города. Одним из самых яростных борцов за расширение границ стал Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. По сравнению с той же Третьяковкой его фонды не столь уж и велики, но некоторые части коллекции похоронены в запасниках почти навечно. В результате долгой и кровопролитной борьбы музею удалось отхватить целый квартал разношерстных руин, расположенных между Волхонкой и Кремлем. Большинство из них находится в удручающем состоянии и не может быть приспособлено для реальных нужд музея. Зато живописные развалины успели стать вполне стабильным источником доходов для всех, кто умеет правильно обращаться с долгосрочным строительством.

На сегодняшний день ГМИИ удалось отреставрировать только один особняк, в который в июне этого года переезжает Музей личных коллекций. В соответствии с генеральным планом перспективного развития музея старое здание МЛК будет отремонтировано и "заточено" под лучшую часть музейной коллекции – искусство второй половины XIX-XX веков. Когда это произойдет – неизвестно. Ведь в отличие от элитной Третьяковки Пушкинский музей не считается главной сокровищницей национальных ценностей, а финансировать территориальные претензии чуждого народу "буржуазного" музея правительству пока неохота.

Здание нового МЛК тоже находится по соседству с основным музеем но, в отличие от предыдущего, представляет собой небольшой уютный особнячок позапрошлого столетия. Тесноватые комнатки и сравнительно низкие потолки не слишком ассоциируются с "настоящими" музейными залами, зато идеально воссоздают домашнюю атмосферу жилища советского коллекционера, загроможденного всевозможными ценностями. Достаточно заметить, что одна из наиболее масштабных и устрашающих картин из собрания МЛК – репинская "Дуэль" занимает целую стену едва ли не самого большого зала. Зато в центре здания расположен сравнительно просторный внутренний дворик, перекрытый стеклянной крышей. Здесь планируется проводить концерты, творческие встречи и прочие культурные мероприятия.

Практически не изменив общий принцип экспозиции, кураторы не поленились подкинуть зрителю несколько сюрпризов. Прежде всего, появится зал, посвященный отдельным, наиболее ценным и интересным произведениям, поступившим в разное время и от разных людей. Учитывая, что обычно в составе частной коллекции на одно приличное произведение приходится десяток весьма сомнительных вещиц, зал, отобранный по качественному принципу, должен представить экспозицию МЛК на принципиально новом уровне. Кроме того, впервые будет показана недавно поступившая в музей коллекция племянницы Утесова, Еленой Мокасеевой, которая обожала прозрачные кофейные чашки, изящные флакончики, бисерные кошелечки, миниатюры и прочую очаровательную женскую дребедень. А более серьезных и основательных посетителей ждет медиа-центр, оборудованный по последнему слову техники.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей