Илларионов упраздняет НДС

Читать в полной версии →
Вчерашние заявления советника президента о полной отмене НДС могли являться "гласом из-за кремлевской стены", призванным поставить точку в споре между премьером и главами МЭРТ и Минфина




"Человек-сенсация" Андрей Илларионов во вчерашнем публичном выступлении заявил о целесообразности полной отмены НДС. По словам Илларионова, снижение налогов является полезным в любой ситуации и в любой стране. В условиях же "голландской болезни", поразившей современную Россию, оно может рассматриваться как единственное лекарство для ее излечения. Далее – больше: полная отмена НДС, по мнению кремлевского эксперта, стала бы самым мудрым решением налоговой проблемы. В качестве примера для подражания Илларионов привел Соединенные Штаты, где НДС нет, но при этом "как-то они живут".

Напомним, что уже несколько дней страсти вокруг снижения НДС бушуют в российском правительстве. Некоторое время назад с инициативой снизить налог на 5% выступил Михаил Фрадков. Идея премьера вызвала бурю недовольства со стороны финансово-экономического блока правительства. Так, например, Герман Греф заявил вчера, что считает снижение НДС до 13% рискованным для бюджета. "Это очень большие риски", – отметил глава Минэкономразвития, говоря о возможном совмещении уже запланированного на 2007 г. ускоренного возврата НДС по экспортным операциям и предлагаемого снижения ставки налога на пять процентных пунктов. МЭРТ уже получило поручение правительства, согласно которому в двухнедельный срок должны быть подготовлены расчеты и обоснования по возможному снижению НДС с 18% до 13%. По расчетам Минфина, при ускоренном возврате экспортного НДС бюджет потеряет около 200 млрд рублей. А совмещение двух мер приведет к выпадающим доходам на уровне 500 млрд рублей.

И все же создается ощущение, что МЭРТ и Минфину в споре вокруг НДС придется отступить. Вчерашнее заявление Илларионова, несмотря на специфический имидж оратора, прозвучало неспроста. Более того, вполне возможно, что оно стало своеобразным гласом из-за кремлевской стены, призванным поставить точку в споре между Фрадковым и главами МЭРТ и Минфина.

Эксперты сходятся во мнении, что одной из главных ролей Илларионова при нынешнем политическом раскладе является роль крайне либерального полюса системы, называемой российской властью. На противоположном ее конце сосредоточены антиподы в лице всевозможных государственников и силовиков. Система, построенная по такому полярному принципу, уже не раз оправдывала себя в различных политических ситуациях. Так, например, в разгар "дела "ЮКОСа", когда имидж российской власти стал резко ухудшаться, возник Илларионов со своими разоблачениями. Видимость приверженности либеральным идеям, сосредоточенная пусть даже в лице всего лишь одной кремлевской фигуры, заставляла Запад умерить гнев по части творимого в России произвола. Одного только этого президенту должно быть достаточно для того, чтобы оправдать пребывание в Кремле столь "неудобного" советника.

Нечто подобное, похоже, имело место и на сей раз. Постоянные обвинения в отсутствии экономических реформ определенно надоели президенту и его окружению. Скорее всего, именно этим и было вызвано неожиданное предложение Фрадкова по снижению НДС. При этом хорошо понятно недовольство "налоговыми инициативами" со стороны Минфина и МЭРТ, так как именно им придется ощутить на себе последствия такого шага, если он будет сделан.

На этом фоне вчерашнее заявление Илларионова можно расценивать, с одной стороны, как прямую указку из Кремля для финансово-экономического блока правительства, а с другой – как демонстрацию миру незыблемости курса российских властей на экономические реформы.

Однако реформы налоговой системы следует проводить в комплекте с набором других действий экономического характера, иначе эффект от них может оказаться противоположным декларируемому. А судя по отсутствию любых намеков на прочие действия в плане реформирования, можно предположить, что снижение НДС рискует стать очередной бутафорией, призванной скрыть от посторонних глаз реальную ситуацию в экономике.

Саид ХАЛМУРЗОЕВ |
Выбор читателей