Теория "горячего бульона" не выдержала критики

Читать в полной версии →
После целого ряда экспериментов ученые отвергли возможность зарождения жизни в клокочущих недрах древних вулканов, равно как и в термальных источниках доисторических морей и океанов




Пожалуй, одним из самых древних, но по-прежнему спорных событий можно по праву назвать зарождение жизни на нашей планете. Казалось бы, тут все роще простого, если предположить изначальное наличие набора необходимых для конструирования органических молекул составляющих. Их синтез, в свою очередь, происходил заблаговременно. Есть даже теория, гласящая, что жизнь готова зародиться в любой момент где угодно при наличии комплекса необходимых условий.

Однако между формулами из учебника органической химии и дышащим, чувствующим, и тем более говорящим существом бездонная пропасть качественно-функциональных изменений. Недаром говорят, что ракету построить, конечно, сложно, но все-таки можно, а воссоздать из составных элементов простейшую, казалось бы, травинку человек, несмотря на все ухищрения научно-технического прогресса, пока не в силах.

Поэтому ученых всех времен волновал вопрос, как все-таки из хаоса, "органического коктейля" возникли первые организмы, и откуда вообще взялось это стремление жизни к минимуму энтропии. Еще автор "Происхождения видов" Чарльз Дарвин высказывал предположения, что наиболее подходящие условия для зарождения жизни были только в водной среде, ведь сухое не реагирует или реагирует медленно. Отец систематики говорил, что первые признаки живого появились в горячих источниках, связанных с вулканической активностью, или в океанских термальных скважинах.

Ученые решили проверить эту теорию и провели серию экспериментов, в том числе в районе гейзеров Камчатки. И пришли к выводу, что вода горячих источников, содержащих глину, содержала слишком много закисляющих радикалов. Дело еще в том, что органические молекулы прилипали к частицам глины слишком сильно чтобы взаимодействовать между собой. В экспериментальных условиях это явилось главным препятствием к признанию дарвиновской теории.

По сути, это ничего не означает, ведь не все термальные источники находились на глинистом субстрате. Но если принять происхождение жизни за случайное событие, то вероятность такового была слишком низка. И тут ученые вернулись к вопросу о появлении набора необходимых веществ в древних водах. Конечно, можно предположить, что они попали на Землю из космоса, но откуда они взялись в безвоздушном пространстве? Одним словом, проблема подобна теологической: если все на свете создал Бог, то кто же создал Бога?

Вопросов пока гораздо больше, чем ответов, и тем не менее исследователи не остановят изыскания, ибо сбросив завесу тайны происхождения жизни человечество существенно продвинется практически во всех существующих ныне областях науки.

Екатерина МАКОВА |
Выбор читателей