ФОТО: museum.ru |
Первые эксклюзивные изделия появись в Венеции еще в XI веке. Только вот ремесло это было сложное и пожароопасное, поэтому местных стекольщиков предпочли отселить на отдельный островок. Опять же, так было проще блюсти тайну. А сторожить было что – в середине XV столетия Анджело Баровьер, потомственный стекольщик, изобрел хрусталь – совершенно прозрачное бесцветное стекло, стоившее бешеных денег. До середины XVIII в. муранские умельцы регулярно поставляли миру только эксклюзивную продукцию.
Как и многое другое, муранский бизнес пострадал от технического прогресса. В один прекрасный момент "авторская" стеклодувная трубка уступила место фабричным механическим устройствам и литейным формам. Одним словом, дело встало на поток, что, разумеется, пагубно отразилось на фантазии стеклодувов. Несмотря на то, что в прошлом столетии с местными мастерами сотрудничали многие выдающиеся художники той эпохи, в том числе Ханс Арп, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Пьер Карден, Йоичи Охира, они не сумели возродить былой славы острова.
Фото: museum.ru |
Ведущую роль в нелегком процессе возвращения к истокам взяла на себя созданная в 1990 г. компания Berengo Fine Art. За 15 лет ее существования несколько десятков художников из разных стран получили возможность работать на фабрике, создав новую страницу в истории художественного стекла. Отдельные образцы своей продукции компания представила в ГМИИ имени А.С. Пушкина на выставке "Осторожно: стекло".
На первый взгляд проект подобного рода вызывает справедливые опасения. В коне концов, частная фирма и приличный музей – вещи зачастую несовместимые. Сразу вспоминается выставка швейцарских часов в Эрмитаже и тому подобные сомнительные проекты, которые из приличия принято называть коммерческими. К счастью, в данном случае на деле все обстоит по-другому. Прежде всего, с муранскими стеклодувами работали действительно приличные художники. А порой даже очень хорошие. Кроме того, авторское стекло, представленное не в виде сувенирных браслетиков и кулончиков, а в самых что ни на есть монументальных формах, вызывает как минимум уважение. Достаточно бросить взгляд на сине-фиолетовые "Заросли тростника" Пино Кастаньи, расположившиеся в вестибюле (тончайшие трубки высотой в 4,5 м влезают не во всякий зал), как становится очевидным – выставку стоит посетить.
Фото: museum.ru |
Прозрачные "Шагающие яйца" голландца Куна Ванмехема соседствуют с огромными молочно-белыми костями игривой композиции "Собачья радость" Андрея Филиппова и строгими формами стеклянных микросхем Сергея Мироненко. Но все-таки самое большое впечатление производят монументальные объекты, в которых легко угадываются традиционные черты муранского стиля. К числу лучших, безусловно, относятся "Над раем" Никиты Алексеева и "Разноцветный тотем" Ирене Найф, удачно сочетающие узорочье венецианского стекла с изяществом форм.