Москву побалуют шедеврами д'Орсэ

Читать в полной версии →
Самыми громкими живописными гастролями сезона стал приезд в Третьяковку выставки из парижского музея, всемирно известного своей коллекцией импрессионистов. В Москву привезли знаменитый "Балкон" Эдуарда Мане


ФОТО: mallarme.net



В связи с юбилейным годом Государственная Третьяковская галерея продолжает покорять все новые выставочные рубежи. Студенты прошлого века со вздохом вспоминают благословенные времена, когда масштабные экспозиции зарубежных музеев в Москве были обычным делом. Но политические коллизии и внезапные экономические кризисы 90-х основательно напугали осторожных западных музейщиков. Да и оплачивать гигантские счета за транспортировку и страховку шедевров в наше время особо некому. Теперь чтобы познакомиться с искусством европейских соседей, любителям прекрасного приходится раскошеливаться на экскурсионный тур.

На фоне всеобщего застоя деятельность кураторов Третьяковской галереи приносит просто ошеломляющие плоды. Преодолевая всевозможные барьеры и препоны, они ухитряются привозить в Москву достойные выставки, а субсидии, полученные музеем в честь юбилея, позволили развернуться по-настоящему. Проект с помпезным названием "Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею" оказался гениальным дипломатическим ходом – выпасть из почетной когорты лучших музеев мира не захотел никто. И все же главный подарок Москве преподнесла французская сокровищница национального искусства – в залах Третьяковки на Крымском валу открылась масштабная выставка из собрания парижского музея д'Орсэ.

Несмотря на свою широкую известность, музей Орсэ моложе московской галереи более чем на сто лет. Как известно, он был открыт в 1986 г. в здании вокзала начала прошлого столетия, реконструированного талантливым итальянским архитектором Ге Оленти. Пять уровней выставочных залов, перекрытых гигантской стеклянной крышей, и по сей день соединяются между собой узкими неудобными лестницами и настоящими железнодорожными мостами.

Для заезжего туриста Орсэ – сокровищница импрессионизма. Однако для того, чтобы добраться до известных полотен Моне и Дега, придется тащиться на самый верхний этаж. Здесь, в небольших клетушках с низкими потолками, экспонируются картины, которые принесли музею всемирную славу. Зато просторные залы нижних этажей занимают милые сердцу французов произведения барбизонцев, мерцающие полотна Гюстава Моро, обнаженные Курбе и, конечно, шедевры великого Эдуарды Моне. И только самый въедливый и любопытный зритель сможет одолеть огромную экспозицию мебели от ар нуво до ар деко, вереницу псевдокитайских секретеров и изысканных гобеленов, созданных все в ту же эпоху.

Но в Москву приехали вовсе не гобелены, а самые что ни на есть "фирменные" экспонаты музея. Среди 55 шедевров французского искусства второй половины XIX – начала XX столетия – 38 живописных полотен: работы Коро, Курбе, Милле, "Портрет Эмиля Золя" Мане, "Оркестр парижской Оперы" Дега, "Вокзал Сен-Лазар" Моне, "Танец в деревне" Ренуара, "Звездная ночь" ван Гога, а также 17 скульптур выдающихся мастеров – Домье, Родена, Дега, Бурделя, Майоля. Многие мастера, представленные на выставке, оказали огромное влияние на русских художников той эпохи, в первую очередь на тех редких счастливцев, которые могли себе позволить жить и учиться в Париже.

Конечно, в Москве подобная выставка не станет сногсшибательным откровением. Злые языки утверждают, что российская коллекция импрессионистов, разделенная между Москвой и Петербургом, не уступает по качеству парижскому музею. Да и иностранный отдел дореволюционной Третьяковки, составленный Сергеем Михайловичем Третьяковым, мог похвастать произведениями барбизонцев, Курбе и Бастьен-Лепажа. Но тот печальный факт, что выставки французского искусства такого уровня – редкое явление в практике российских музеев, безусловно, заставит трепетать сердца зрителей.

Выставка будет работать до 17 июля

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей