"Многим польза, всем удовольствие"

Читать в полной версии →
Ровно 150 лет тому назад, в 1856 году, ничего не подозревающий о своем светлом будущем купец Павел Третьяков приобрел по случаю пару довольно-таки отвратительных картин...




Вот уже несколько месяцев Государственная Третьяковская галерея с большой помпой отмечает свой 150-летний юбилей. Но открывшаяся выставка "Братья Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь и деятельность" по замыслу должна стать апогеем праздника.

Следует заметить, что, как и все монументальные музеи мира, Третьяковская Галерея может отмечать юбилей несколько раз. В нашем государстве подобные мероприятия приобретают особый сакральный смысл благодаря немыслимой финансовой поддержке, которую правительство города и страны оказывает крупнейшим культурным объектам исключительно по случаю больших юбилеев и серьезных памятных дат. Таких дат у Третьяковки как минимум четыре. Галерея впервые открыла свои двери для публики в 1881 году. Торжественное подписание акта о передаче коллекции братьев Третьяковых в дар городу Москве состоялось в 1892 г., а знакомый с детства каждому москвичу музей открылся лишь 15 августа 1893 года. Определенной вехой в истории музея стал 1872 г., когда Третьяков задумал расширить свой скромный особнячок с целью создания полноценной галереи. Однако все эти замечательные события в истории Павла Михайловича Третьякова и его коллекции произошли гораздо позже. А ровно 150 лет тому назад, в 1856 году, ничего не подозревающий о своем светлом будущем купец Павел Третьяков приобрел по случаю пару довольно таки отвратительных картин – "Искушение" Н.Г. Шильдера и "Финляндские контрабандисты" В.Г. Худякова. Кто бы мог подумать, что полотна этих малоизвестных широкой публике художников станут основой и краеугольным камнем блестящей коллекции русского искусства!

Чтобы не повторять ошибок юности, начинающий коллекционер активно занялся самообразованием. "С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и тонким знатоком живописи. И все-таки он не терял главную цель из виду, он не переставал заботиться всего более о русской школе. От этого его картинная галерея так мало похожа на другие русские наши галереи. Она не есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и всего более, глубокой любви к делу", – писал о Третьякове известный русский критик Стасов. Изрядно повысив свой культурный уровень, коллекционер стал доверять только собственному вкусу. Не раз, бывало, Павел Михайлович вызывал глубокое недоумение родных и близких, приобретая ничем не примечательную вещь или же оказывая материальную поддержку далеко не самым заметным и перспективным художникам. Покупая шедевры "раскрученных" Саврасова, Сурикова или Репина, Третьяков беспокоился и о судьбе русского искусства в целом, поощряя менее даровитых, но увлеченных своим делом живописцев, по мере своих скромных сил воспевающих красоту родных просторов. Учитывая, что на Руси всегда было плохо с грантами и стажировками, исключительно благодаря Третьякову многие художники смогли совершить познавательные поездки, которые впоследствии благотворно отразились на их творчестве. Кроме того, Павел Михайлович неоднократно обращался к живописцам с крупными заказами, стараясь никого не обидеть.

Самое удивительное, что уже через 4 года после приобретения тех самых двух полотен Третьяков всерьез задумался о создании собственного публичного музея. "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие", – написал он в своем "Завещательном письме", датированным 1860 годом. И все же до открытия первого публичного собрания русского искусства оставалось более 20-ти лет. За это время коллекция Павла Третьякова пополнилась замечательными шедеврами, перечислять которые не имеет смысла.

Между тем не многим известно, что в создании галереи принимал активное участие родной брат Павла, Сергей Михайлович Третьяков, увлеченно собиравший полотна европейских мастеров, которые составили почетный Иностранный отдел галереи. Не случайно Третьяковка, открывшаяся в 1893 г., называлась "Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых". После революции иностранные картины были переданы в ГМИИ имени А.С. Пушкина и Государственный Эрмитаж. Сегодня лучшая часть этой коллекции представлена на мемориальной выставке, посвященной Павлу и Сергею Третьяковым.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей