|
До сих пор подобный стиль в ротации кадров соотносился с предыдущим президентом, Борисом Ельциным, который под горячую руку выкашивал ряды министров и даже своего ближайшего окружения не хуже пулемета "Максим". Владимир Путин, в отличие от предшественника, обходился с кадрами максимально деликатно. Кадровые рокировки почти никогда не несли в себе драматические начала, не воспринимались обществом как головокружительное падение с пьедестала власти. Что касается элемента внезапности, то до сего дня большей неожиданностью была скорее личность назначенца, чем уход его предшественника. Так, отставку Касьянова с 2000 г. не предрекал только ленивый, и потому подлинной сенсацией стала не она, а фигура его сменщика – Михаила Фрадкова.
Случай с Устиновым в этом смысле пока не укладывается в сложившиеся представления о "путинском стиле". И это не только будоражит экспертное сообщество. Это сильно и сразу напрягло чиновников, причем всех уровней. По тому, как та же "партия власти" комментировала отставку генпрокурора, было заметно, что она не только не была включена в процесс принятия решений (а речь, судя по всему, идет о цепочке кадровых перестановок, в ряду которых отставка Устинова – лишь первая), но и сильно занервничала от догадки, что грядущая чистка может затронуть и ее тоже, причем так же неожиданно.
Уход Устинова, а пуще этого утечка из Кремля о начале плановой многоходовки по ротации кадров, не могли не посеять информационную панику. Между тем Кремль очевидным образом, можно даже сказать нарочито, посылает обществу противоречивые сигналы. Через прокремлевские информационные каналы с равными интервалами проходит информация о грядущих кадровых перестановках; о реформировании одной лишь прокуратуры; о возможной отставке ключевых министров экономического блока; о возможной отставке отдельных министров, прокуроров и т.п.
Цель, можно сказать, достигнута. СМИ и – что, судя по всему, самое важное – сами чиновники, полностью дезориентированы. Каждый новый день рождает новых кандидатов "на вылет". Кроме Германа Грефа, который якобы уже написал прошение об отставке (а президент якобы уже его подписал), это Михаил Зурабов, который в последнее время подозрительно молчалив; Кудрин, который подозрительно говорлив; Андрей Фурсенко, об усилиях которого в области реформы образования известно только ему самому; Юрий Трутнев, который за 2 года так и не смог представить президенту и Госдуме приемлемый вариант "Закона о недрах"; Юрий Чайка – хотя бы для того, чтобы Дмитрий Козак смог приземлиться в Минюсте в том случае, если он все-таки не доберется до кресла генпрокурора.
Еще один более чем реальный кандидат на увольнение – глава Минрегионразвития Владимир Яковлев. Его имя "выкрикнули" единороссы, видимо вымолившие у своих кураторов хоть какой-нибудь эксклюзив по данной тематике. Зама Яковлева, Владимира Аверченко, кстати уже отставили. Разумеется, грешно было бы не предположить и отставку самого главы правительства, Михаила Фрадкова.
Наряду с жертвенными министрами, в обойму возможных отставников попали и другие чиновники. Кроме многочисленных замов экс-генпрокурора Устинова это, как ни странно, губернатор Кубани Александр Ткачев. Во всяком случае, кто-то усиленно распространяет слухи о тяжелой болезни харизматичного лидера Краснодарского края, которого, между прочим, многие аналитики рассматривают как одного из возможных преемников Владимира Путина.
Обращает на себя внимание принявшее массовый характер "увольнение" из Совета Федерации ряда сенаторов. Если вдобавок вспомнить недавнюю чистку в Таможенном комитете, взятие под стражу губернатора НАО Алексея Баринова и мэра Волгограда Евгения Ищенко, сложно будет не увидеть во всем происходящем перехода к активной фазе форматирования политической площадки под выборы-2008.
Сильной стороной кадровых решений нынешнего президента всегда была их скрытность. Уже после, задним числом, аналитикам почти без труда удавалось, как им кажется, опознать причины, из-за которых чиновники подвергались принудительной ротации. Внесистемный характер функционирования российской власти – когда результаты работы мало соотносятся с мерой чиновничьей ответственности за них, – позволяет увольнять, ротировать и даже привлекать к различным формам ответственности на полном основании в любой момент и практически любого, кто был встроен во власть на более-менее длительный срок. Раз так, то кадровая встряска, о которой сегодня столько разговоров – суть технология, у которой мало общего с реальными или мнимыми прегрешениями "провинившихся". Большинства из объявленных отставок, скорее всего, в ближайшее время не случится. Ключевые изменения затронут лишь те ведомства, через которые будет проложен путь к вершине власти для преемника. Кстати, совсем не обязательно, что Генпрокуратура – одна из остановок на этом пути.