|
Однако власть пока не отзывается на призывы "не противопоставлять себя обществу" и вступить с ним в конструктивный диалог. Во-первых, для силовиков сейчас главная задача – провести саммит "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге в спокойной обстановке, без осложнений, которые могут вызвать любые альтернативные форумы. Во-вторых, в Кремле привыкли считать общественностью не оппозиционные движения, а подконтрольную партию "Единая Россия", подобно КПСС постепенно разрастающуюся и проникающую во все конформистские слои общества, не желающие портить себе жизнь и ради этого готовые лечь под правящую партию. В такой ситуации оппозиция пытается объединить как представителей фланга, у нас традиционно называющегося демократическим, так и сторонников левых партий. В мероприятиях, которые сейчас готовятся, примут участие наряду с Рыжковым, Каспаровым и Касьяновым Эдуард Лимонов и Виктор Анпилов.
Трудно себе представить, как в рамках одного конгресса смогут ужиться правозащитник Сергей Ковалев и тот же Анпилов. Они всегда выступали с диаметрально противоположных позиций. Но сейчас, похоже, готовы временно объединиться, чтобы оказать сопротивление единороссам, начавшим подстраивать под себя не только отдельные общественные организации, но и федеральное законодательство.
От участия в форуме отказались КПРФ и "Яблоко", так как все еще намерены органично влиться в новую политическую обстановку в России. Коммунисты, правда, пока имеют все основания рассчитывать на попадание в новую Госдуму, тогда как шансы "Яблока" представляются призрачными. В СПС, как обычно, единодушия на сей счет нет. Его лидер Никита Белых не собирается сидеть в одном президиуме с Лимоновым, но в целом многие сторонники правых сил уже начинают сомневаться в том, что сумеют остаться на плаву, не вступив в коалицию с другими представителями демократической оппозиции.
Медленная агония партий, которые не сумеют пройти в Госдуму, будет на руку только "Единой России", но лидеры СПС и "Яблока" сейчас думают не о своих избирателях, а о собственном будущем. Создается впечатление, что они даже готовы сойти с политической сцены, лишь бы остаться в белых рубашках.
На их фоне постепенно начинают поднимать голову другие политики, не стесняющиеся тактического союза с радикалами. Прошедший в начале июля съезд межрегионального общественного движения "Народно-демократический союз", которое возглавляет экс-премьер Михаил Касьянов, не дал ответа на вопрос о возможности создания новой оппозиционной политической партии, но заставил многих сторонников демократических реформ задуматься о своих дальнейших действиях.
На съезде выяснилось, что примерно половина участников движения, уже превратившегося из межрегионального в общероссийское, желает скорейшего преобразования в партию. Но другая половина хочет дождаться становления организации, а уже затем переформировываться. Промедление смерти подобно – этот ленинский тезис взят на вооружение сторонниками преобразования в партию, которая может успеть вскочить на подножку последнего вагона парламентских выборов 2007 года. Оппоненты же доказывают, что не имеющее идеологической платформы общественное объединение вряд ли сумеет заручиться поддержкой необходимого числа избирателей.
Повторение одного лишь тезиса о том, что страна твердо встала на авторитарные рельсы и в любой момент может провалиться в тоталитаризм, вряд ли позволит оппозиции преодолеть семипроцентный заградительный барьер на выборах в Госдуму. Даже если это будет объединенная оппозиция в лице правых и левых политиков и их твердых сторонников. Нужна альтернативная политическая платформа, которую предлагается выработать как можно скорее. Например, на конференции "Другая Россия".
Некоторые аналитики уверены, что "партии Касьянова" не позволят участвовать в выборах. Такую партию могут не зарегистрировать, или, зарегистрировав, по каким-либо причинам не допустить до выборов. В этом случае все усилия оппозиции будут потрачены впустую.