|
Пересказывать мультфильм смысла нет, его надо видеть. Желательно – в полном зале. Хохот соседей по креслам заражает самых несмешливых, и те, кому посчастливилось побывать на премьерных показах, сразу побежали в магазины, благо фильм уже появился в новых сборниках "Горы самоцветов". Коллеги Ужинова по проекту без тени зависти говорят своим знакомым и журналистам: "Это шедевр!" Ну, а я посчитал это поводом взять у режиссера интервью.
Сергей Капков: Фильм "Жихарка" на сегодняшний день называют самым удачным и смешным в цикле "Гора самоцветов". Ты разделяешь это мнение?
Олег Ужинов: Я считаю самым удачным фильмом "Про ворона" Леши Алексеева. В нем создана атмосфера, чего нет в других работах, и в моей тоже. Там очень сильная фантазия в звуковом решении – замечательные интонации и реплики у Ворона и Совы, удивительная песня пуночек да и все музыкальное оформление. Фильм очень красивый, в нем нет противных персонажей, и юмор там другой – мягкий, не эксцентричный.
С.К.: Насколько я знаю, худсовет "Горы самоцветов" постоянно в поиске новых сказок, приходят с идеями сами режиссеры, художники. А кто нашел "Жихарку" и кто пересказал эту сказку на новый лад?
кадр из м/ф "Жихарка" |
С.К.: У вас с женой четкое распределение творческих обязанностей?
О.У.: Сейчас расскажу. Сценарные идеи исходят от Лены, причем в виде эскизов к раскадровке. Потом я делаю саму раскадровку, она – черновики по персонажам. По раскадровке я понимаю, какие конкретно надо рисовать детали у перекладочных персонажей и какая должна быть конструкция фонов, на которых эти персонажи будут жить. Я это все фиксирую и отдаю "картотеку" Лене. А потом мы вместе обсуждаем цветные эскизы, и фоны, и персонажей – вплоть до глазок и штанишек... Затем Лена все это рисует на чистовик в цвете красками на бумаге. Она делает это дома, на студии не появляется вообще, а я занимаюсь режиссурой и мультипликатом, короче, на мне – все производство.
С.К.: А кто выдумывал гэги и трюки, которыми насыщена "Жихарка"?
О.У.: Вместе и выдумывали. Долго решали, как в финале наказать Лису. Худрук фильма Миша Алдашин предложил, чтобы она застряла в окне попой наружу, а Кот и Воробей ее бы выпороли. Но мы с Леной посчитали это негуманным. Кстати, с такой же проблемой мы столкнулись, когда придумывали эпизод в доме Лисы: как засунуть в печку Жихарку, чтобы детям было не страшно на это смотреть? Чтобы это не выглядело, как концлагерь? И придумали такой ход – для Жихарки это все игра. Она сама не боится, потому что воспринимает это не всерьез, а понарошку. И это настроение передалось зрителям.
С.К.: О чем будет твой следующий фильм?
О.У.: Не знаю, задумок пока никаких нет. Мне нравится русская тема, я бы и дальше снимал подобные сказки.
кадр из м/ф "Евстифейка-волк" |
Профессию Олег постигал на "Пилоте" у Александра Татарского и Игоря Ковалева, работал аниматором у Михаила Алдашина и Ивана Максимова. Самостоятельная зарисовка "Жамэ" на музыку Вертинского наград не принесла, но дала начинающему режиссеру путевку в большую анимацию. Фильм был создан супругами Ужиновыми дома на кухне на деньги тестя и имел успех в профессиональном кругу (в середине 90-х новая мультипликация до зрителей доходила крайне редко). Но уже следующая большая работа – сюжет "Евстифейка-волк" в сборнике "Мультипотам" – была отмечена на фестивалях в Выборге, Могилеве и Суздале. Фильм прилюдно похвалил сам Юрий Норштейн. Говорят, пересмотрел его четыре раза подряд, а затем на встрече в Музее кино называл "Евстифейку" лучшей работой за последние годы. Вернувшись в "Пилот", Ужинов снял озорную комедию "Нехороший мальчик" и собрал еще несколько призов. А затем подключился к "Горе самоцветов".