Научный мир боится странностей российского гения

Читать в полной версии →
Всемирный конгресс математиков опасается, что автор решения гипотезы Пуанкаре Григорий Перельман, которого, похоже, не волнуют ни деньги, ни слава, откажется от престижнейшей премии Fields medal




Григорий Перельман, решивший сложнейшую математическую задачу, над которой сто лет ломали голову лучшие умы мира, может отказаться от самой престижной премии в своей области – Fields medal.

В течение тысячелетия математика породила семь величайших загадок, и одна из них – знаменитая гипотеза Пуанкаре. За почти сто лет, прошедшие с момента ее выдвижения в 1904 г., ни один из многочисленных вариантов доказательства не был признан верным. Даже на рубеже ХХI в. задача казалась настольно неразрешимой, что ученые прогнозировали какой-либо прогресс в этой области как минимум через несколько десятилетий. Однако не прошло и двух лет, как гипотеза была доказана ученым из Санкт-Петербурга Григорием Перельманом. Сыном того самого Якова Перельмана, автора знаменитого учебника "Занимательная физика".

Научный мир рукоплескал гению, обещая золотые горы и почетные титулы. Американский Институт математики Клея был готов присудить ему награду в $1 миллион. Никто не сомневается, что Всемирный конгресс математиков, на заседании которого 22 августа будет объявлен новый лауреат премии Fields medal – аналога Нобелевской премии для светил математики, - назовет Перельмана победителем. Между тем российский гений отказался от миллиона, так и не опубликовав свое открытие в специализированных изданиях, уволился из Математического института им. Стеклова РАН, ушел в затворничество и, похоже, не собирается почтить своим присутствием вручение Fields medal, а может и вовсе не принять премию.

Попытки разобраться, в чем состоит гипотеза Пуанкаре, предпринятые неподготовленным человеком, не увенчаются успехом. Понять, что "каждая односвязная трехмерная поверхность гомеоморфна трехмерной сфере", простому смертному невозможно, особенно в том случае, когда эта самая "трехмерная поверхность может размещаться в пространстве, чья размерность как минимум равна четырем". На всякий случай уточним: трехмерная сфера – это поверхность четырехмерного шара.

Поэтому главное, что нужно знать, – это то, что Григорий Перельман внес неоценимый вклад в развитие науки: доказанная им гипотеза является камнем преткновения в современных исследованиях, посвященных проблемам физико-математических основ мироздания. Вклад, который ставит его в один ряд с величайшими гениями прошлого и настоящего.

И как все гении, питерский ученый не без странностей. Его коллеги по Институту им. Стеклова давно начали замечать изменения в характере Григория и думали даже, что они не дадут Перельману закончить его трудную работу. Тем не менее с поставленной перед собой задачей математик справился. А больше его, похоже, ничего не волнует – ни слава, ни деньги. "Его можно назвать бессребреником. Деньги для него не главное. Он весь в науке", – говорят в институте, где почти все уверены, что на вручение Fields medal Григорий не явится.

Не тешат себя надеждами и участники математического конгресса. На случай отсутствия загадочного гостя из России уже приготовлен доклад о его достижении, который будет зачитан другими учеными. Однако заслуженную им премию другим не отдашь. А примет ли ее Перельман - никому не известно.

Александр СТАРКОВ |
Выбор читателей