ФОТО: cultcorp.ru |
Однако самым удивительным в биографии блистательной Айседоры был не удивительный взлет ее карьеры, и даже не бурный роман и последующий разрыв с Сергеем Есениным, а кипучая деятельность танцовщицы в советской России. Приехав в Москву в 1921 г., когда страна еще не оправилась от голода и ужасов Гражданской войны, Дункан сумела пробить и основать Государственную школу танцев (которая, по идее, должна была в те времена считаться глупой буржуазной затеей). Впрочем, государство вскоре перевело школу на полное самообеспечение – талантливая балерина колесила с гастролями по всей стране, чтобы заплатить за отопление и свет. Там же, в провинции, она собирала полуголодных детей, которых бесплатно обучала искусству хореографии. Тем временем одетые в политкорректные красные туники ученицы ее школы на Пречистенке постигали азы пластического танца под революционные гимны.
Так, парадоксальным образом, античное наследие сумело пустить корни в глубоко идеологическом советском искусстве, которое в теории решительно отвергало наследие прошлого. Сама Айседора была твердо уверена, что начинает жизнь с чистого листа: "Мое искусство было цветом эпохи, но эпоха эта умерла, и Европа – прошлое, а эти одетые в красные туники младенцы – будущее. Поэтому прекрасно работать для них. Паши землю, сей семена и готовься к следующим поколениям, которые придут в новый мир".
Между тем художники - современники Дункан, вдохновенно рисовавшие и саму танцовщицу и ее учениц, - смогли почувствовать и разглядеть в ней именно хранительницу культурных традиций прошлого. Маленькие балерины в легких туниках заменили им образцы классической скульптуры, а их изящные плавные движения стали настоящей отдушиной в атмосфере бравурного марша, присущего этой эпохе. "Я увидел в этих строгих пионерках-подростках такую захватывающую дух красоту, как бы красоту оживших антиков. А в глубине души, кажется, и выше их", - писал художник Николай Чернышев.
На выставке "Античный профиль танца", открывшейся в залах московской галереи Г.О.С.Т., представлена графика Василия Ватагина, Матвея Доброва и Николая Чернышева, созданная под влиянием образов Айседоры Дункан и ее учениц.
Для Василия Ватагина, известного русского скульптора-анималиста и графика, тема Дункан воспринимается, на первый взгляд, неожиданным и нехарактерным эпизодом. Тем более что графические листы с изображением танцовщицы из фондов Российского государственного архива литературы и искусства, исполненные в 1920-е гг., никогда не воспроизводились в литературе. В экспозиции они замечательно сочетаются с двумя бронзовыми статуэтками балерин, исполненными Ватагиным в этот же период.
Самая приятная и сильная часть выставки – это, безусловно, графика Николая Чернышева, с упоением рисовавшего босоногих "дунканш". Кстати девичьи фигурки в туниках, бодро растянувшие над головами красное полотнище на одном из его рисунков – вовсе не дань конъюнктуре. История сохранила старую фотографию: юные балерины со знаменем в руках бодро шагают на строительство "Красного стадиона" (того самого, на котором в 1924 г. Айседора Дункан осуществила грандиозную постановку семи революционных танцев для пятисот мальчиков и девочек из рабочих семей).
Графика менее известного художника Матвея Доброва – одно из открытий кураторов проекта. В экспозиции представлены наброски к офортам с изображением танцовщицы, в свое время пользовавшиеся огромным успехом у публики.