Русская душа угодила в Паутину

Читать в полной версии →
Театральный интернет-фестиваль – дело новое и необычное. Аналогов подобному нет не только в российской части Сети, но и в мире. "Театральная паутина" проходит уже в третий раз, и это значит, что фестиваль состоялся


ФОТО: Алексей Исмагилов



Театральный интернет-фестиваль – дело новое и необычное. Аналогов подобному нет не только в российской части Сети, но и в мире. Сама идея транслировать спектакли по Интернету поначалу многим театральным деятелям казалась почти абсурдной. Мол, таинство, происходящее на сцене, нельзя адекватно отразить на экране монитора. Подобные же доводы звучали и на заре театра телевизионного. Однако зритель, голосуя кнопкой, а в данном случае "мышкой", выбирает, что смотреть. Преимущество интернет-показа как раз и заключается в независимости от сетки телевещания. В отличие от первой "Театральной паутины", наиболее напоминавшей традиционный фестиваль тем, что все театры съезжались на одну площадку и только трансляции их спектаклей велись через Интернет, сейчас постановки, идущие в стенах родных театров, с помощью двух мобильных съемочных групп транслируются в означенные часы, с повторами согласно часовым поясам. Такой подход значительно сокращает организационные расходы, да и родные сцены помогают самовыражению.

"Театральная паутина" проходит уже в третий раз, и это значит, что фестиваль состоялся, нашел свою целевую аудиторию, о нем помнят, его ждут и обсуждают во всевозможных форумах в Сети. Более того, он востребован театралами из более чем полусотни стран мира, а участие, наряду с российскими, принимают коллективы русскоязычных театров зарубежья. Однако заявленную цель о вовлечении в число зрителей жителей малых городов и сельской местности все же следует расценивать как мечту, пока для просмотра требуется дорогостоящая техника и скоростной Интернет.

Собственно, фестиваль раз в год предлагает зрителю некий обзор театральной России, транслируя спектакли экспериментальные, редкие, традиционные, восточные и западные, самое лучшее и необычное. В этот раз на открытии был показан восстановленный после трехлетнего перерыва спектакль-эксперимент повзрослевших учеников Петра Фоменко "Онегин@точка.ru". Работа интересна тем, что наглядно демонстрирует вечную современность пушкинского сюжета – бесплодности столкновения искренности романтического чувства и холодной расчетливости пресыщенного сердца - и гениальность текста, способного прорваться к зрителю сквозь аллюзии к Мерилин Монро, рэп, двусмысленность, карикатурность и смех в зале. Предлагаемая режиссером трактовка развития событий, увы, наиболее вероятна в современной действительности, жаль только, что героине при этом не дано сохранить хотя бы достоинства пушкинской Татьяны.

Еще один тезис "против", что при трансляции спектаклей актеры не чувствуют необходимого для творчества эмоционального ответа зала, был развенчан последовавшим после спектакля концертом известной певицы в стиле "театрализованный джаз" или, как она сама его называет, "кабаре-рок", Ирины Богушевской. Собираемые ею залы являются подтверждением реальности интернет-популярности. Помимо концертов, ее общение со зрителями происходит посредством персонального сайта в рамках портала Theatre.ru. Кстати, на фестивале отмечается 10-летие этого проекта, как первого прорыва к театральному присутствию в Сети.

Фестиваль онлайн, безусловно, прокладывает дорогу к созданию ситуации, когда каждый театр сможет и будет считать необходимым выкладывать свои спектакли в Сети, чтобы зритель мог виртуально поприсутствовать на премьере любого и каждого из них.

Интересно отметить, что дело, затеянное "Театральной паутиной", с энтузиазмом поддержано проектом "Культу.Ru!", каждую среду транслирующим лучшие образцы отечественного театрального искусства и, более того, занятого собиранием видеотеки современных постановок и отреставрированных архивных записей спектаклей. Новые технологии оказались востребованными для эффективного "внедрения" загадочной русской души в цифровые потоки и продемонстрировали еще раз, что истинное искусство способно дойти от сердца к сердцу, даже когда идет по проводам.

Ирина ОВЧАРОВА |
Выбор читателей