|
Кому-то этот вопрос, возможно, покажется нелепым, но Сасскинд потратил на поиски ответа несколько десятилетий. Зато результат превзошел все ожидания: новая теория способна перевернуть все научные представления о пространстве и времени, пошатнув даже знаменитую теорию относительности. Если его вычисления и выводы справедливы, то получается, что наш натерпевшийся страху слон, попав в недра черной дыры, будет находиться одновременно в двух местах. До сих пор столь рискованными предположениями наука, прямо скажем, не изобиловала.
Разумеется, к мирным обывателям это не относится. Тут постулаты Эйнштейна действуют на сто процентов: если уж вы где-то есть, то больше вас точно нигде быть не может. Даже учитывая, что теория относительности предполагает смещение шкалы пространства и времени в зависимости от исходной позиции, все равно положение любого объекта в окружающем нас мире четко определено координатами.
Главная проблема, связанная с изучением черных дыр, была сформулирована еще в середине 1970-х нобелевским лауреатом Стивеном Хокингом. Речь идет о так называемом "информационном парадоксе" "излучения Хокинга": дыры испускают излучение, которое не содержит информации. Но если оценивать эту концепцию с точки зрения жертв космической хищницы, проглоченных ею за время существования, то их судьба тоже стала предметом оживленной дискуссии. Сам Хокинг сначала утверждал, что со смертью черной дыры вся информация о том, что она поглотила, бесследно исчезает, но потом изменил свое мнение и объявил, что, наоборот, в этот момент происходит обратный выброс "останков" во Вселенную в виде энергии.
Когда в конце 1990-х Хуан Малдасена шокировал физиков докладом о потрясающем методе изучения сложных явлений в теориях, похожих на теорию сильных взаимодействий. Этот метод опирается на так называемую "голографическую дуальность" – определенное соответствие между теориями типа сильного взаимодействия в нашем обычном мире и гравитацией в пространстве с большим числом измерений, например, с пятью. Получалось, что ученому удалось наконец-то совместить существующие положения квантовой физики с парадоксальными свойствами черной дыры. Голографическая дуальность предполагает существование проекции объекта, подобной трехмерной голограмме, которую можно создать с помощью лазера. Мало кто знает, что авторство этой смелой идеи принадлежит как раз Леонарду Сасскинду.
Если верить этим, на первый взгляд, провокационным теориям, то тогда получается, что информация из черной дыры не может безвестно кануть в Лету. Другой вопрос – как ее "расшифровать". Сейчас научное сообщество склоняется к мысли о том, что эти данные содержатся в потоках частиц, испускаемых черной дырой. Но Сасскинд пошел еще дальше: он утверждает, что дыра обладает удивительной способностью сделать из одного слона двух. Весь вопрос заключается в том, кто и откуда смотрит за тем, как бедное животное летит прямиком в бездну, увлекаемое гравитацией. Если бы вам удалось понаблюдать над этим процессом со стороны, говорит физик, то на ваших глазах слон превратился бы в горстку пепла, оказавшись на входе в дыру. А вот тому смельчаку, который согласился бы во время этого гипотетического полета восседать на спине у подопытного гиганта, все виделось бы в ином свете: слон с этой точки зрения стал бы пленником черной дыры, попадя в ее чрево. "Не торопитесь качать головой, подумайте", - убеждает Сасскинд. Возможно, когда злополучное животное пересекает границу бездны, создается его "копия". Таким образом, размышляет ученый, слон №1 выходит наружу в виде излучаемой энергии, а слон №2 продолжает путешествие в мрачные глубины космического тартара. Пока физика еще не способна принять подобные откровения: допустить, что объект может находиться в двух местах одновременно (в нашем случае – живой слон в черной дыре и мертвый в виде горстки пепла снаружи), не позволяют существующие законы. Но, с другой стороны, именно такие сенсационные теории и являются искони двигателем прогресса. Так что, предостерегает Леонард Сасскинд, не стоит делать преждевременных выводов: ведь в реальности с черной дырой приходится иметь дело отнюдь не корпулентному тяжеловесу, вооруженному хоботом, а материям гораздо более эфемерным. Так что вполне возможно, что на них распространяются те самые "особые" правила, о которых и толкует физик.