|
Туркмены четко промаршировали в демократию и после короткого мандража в кабинке для голосования вернулись к повседневным делам. В эпоху свободного рынка – шагом марш!
Интересно, что выборы в Туркменистане некоторые обозреватели называют "первыми альтернативными выборами". С точки зрения грамматики это звучит не лучше, чем "первая окрашенная синька". Выборы, понятное дело, и есть предоставление альтернативы (о выборах в Верховный Совет СССР сейчас речь не идет). Точно так же демократия не может быть "особой" или, там, "туркменской". Кто ж ее классифицирует? Она же демократия!
И, тем не менее, для туркменской демократии понятие "альтернативные выборы" подходит как нельзя лучше. В пост-ниязовском контексте одного слова "выборы" недостаточно. Возникает вопрос: а какие выборы? Альтернативные или безальтернативные?...
Ничего смешного, между прочим, в этом нет. Все было организовано в высшей степени серьезно. На пост главы государства претендовали шесть человек, или, выражаясь на политжаргоне девяностых, "пять плюс один" – один исполняющий обязанности президента Гурбангулы Бердымухаммедов и пять его соперников. Нет нужды уточнять, кто здесь фаворит.
Кстати, вам наверняка интересно, почему это международные наблюдатели обделили вниманием туркменскую избирательную кампанию. Махнули рукой? Что, мол, с них взять, и так ясно, кого выберут, фаворит вон у них какой колоритный… А? Нет-с, любезнейшие, оказывается, господа из ОБСЕ просто не успели подготовиться к назначенному времени. А раз опоздали – так что ж теперь ехать. На нашем излюбленном жаргоне это называется "продинамили".
Как бы то ни было, эпоха "пожизненного президентства" прошла, и на горизонте обрисовалась фигура Демократии. Она прибыла в Туркменистан на пожизненное пребывание. Поприветствуем Демократию.